Для защиты бытового или промышленного оборудования с электромоторами от перегрева применяются устройства принудительного охлаждения. Если их не хватает, можно дополнительно подключить тепловое реле. Прибор защит сеть от перегрузки, а технику от выхода из строя и дорогостоящего ремонта.
Причины использования защитных устройств
Сетевая перегрузка приводит к возрастанию температуры электролинии, вызывает сложные поломки и аварийные ситуации. Тепловой прибор в данном случае создает условия для выключения электричества.
После поступления сигнала о неполадке он размыкает цепь, и токовые скачки не воздействуют на двигатель.
Реле теплового типа подходит для самостоятельного подключения, отличается компактностью, простотой конструкции.
До начала использования аппарата нужно разобраться с его конструкцией и особенностями работы.
Принцип работы и конструкция теплового реле
Вне зависимости от типа ТР имеют следующее устройство:
- чувствительная биметаллическая пластина – изготавливается из двух металлов с разными коэффициентами расширения;
- нагревательная спираль;
- механизм рычагов и пружин;
- контакты – нормально разомкнутые и постоянно замкнутые – способны менять состояние при срабатывании защиты.
Действие прибора основывается при прогибе пластины к металлу с меньшим коэффициентом теплового расширения в момент перегрузки. На контактную систему оказывается силовое воздействие – техника останавливается. После остывания пластинка возвращается в исходное положение.
Поскольку работа реле зависит от температуры помещения или дополнительного нагрева, в конструкции задействуется принцип противовеса. Для его реализации применяется вспомогательная пластина компенсатора температуры с регулировкой. Она может выгибаться в противоположном направлении.
Ток проверяется специальным трансформатором. После обработки данных и превышении номинала над уставкой на механизм отключения подается импульс. Внешний контактор размыкается, нагрузка блокируется. Установка прибора производится на магнитный пускатель.
Основные характеристики токового реле
Главная характеристика прибора – зависимость времени срабатывания от величины протекания тока. Если имеется номинал, предельная длительность генерации – бесконечная. Увеличение показателей приводит к разрыву изоляции.
Оптимальная нагрузка на мотор должна быть не менее 1,2-1,3 сек в условиях 30%-й перегрузки. Если показатель больше, нагревается обмотка или весь двигатель. Неисправность устраняется только после полной замены оборудования.
Напряжение реле подбирается в соответствии с параметрами сети – 220 или 380 В. Нормальная защита мотора возможна только при выборе реле, предотвращающего фазный перекос.
Характеристики номинала по току можно посмотреть на планке корпуса.
Основные типы реле
Совместимость релейного устройства с конкретным мотором зависит от его типа. Производители выпускают:
- ТРП. Аппарат с одним полюсом и комби-системой нагрева, который защищает асинхронные моторы. Подходит для сети с постоянным током не более 440 В, нечувствителен к ударам.
- РТЛ. Предотвращает неисправность двигателя в условиях выпадения фазы, токовой асимметрии и перегрузки, затяжного пуска, заклинивания. Монтируется на дин-рейке отдельно или совместно с пускателем.
- РТТ. Основное назначение приборов – предотвращение затяжного старта, перегрузки, перекоса фазы асинхронных моторов с роторами короткозамкнутого типа.
- ТРН. Двухфазный коммутатор для контроля пуска и функционала двигателя. Подходит под сеть переменного тока, контакты в исходное положение возвращаются вручную.
- РТИ. Тепловое РТИ-реле отличается минимальным энергопотреблением, совместимы с автовыключателями или предохранители. Установка производится на специальный контактор.
- Твердотельные. Компактные приборы без активных узлов. Принцип их функционала заключается в проверке тока работы и пуска, определении средних показателей температуры двигателя. Устанавливаются на аварийно опасных участках.
- РТК. Пусковой аппарат, контролирующий температуру внутри корпуса оборудования. Задействуется в схемах с реле-частью комплектации автоматики.
Все приборы только предотвращают аварийные ситуации, а не защищают сеть от коротких замыканий.
Подсоединение, регулировка и обозначение ТР
Устанавливать реле электротепловое нужно с магнитным пускателем, который соединяет и запускает двигатель. В качестве самостоятельного прибора устройство ставится на дин-рейку или монтажную панель.
Схема подключения аппарата
Схемы подключения пускателей с тепловыми видами реле зависят от типа прибора:
- Последовательное подключение с обмоткой мотора или катушкой пускателя на нормально разомкнутый контакт (НЗ). Элемент работает, если его подключить к клавише остановки. Система применяется при необходимости оснащения двигателя защитой сигнализацией. Реле ставится после пускательных контакторов, но перед мотором, потом подсоединяется контакт НЗ.
- Разрыв нуля пускателя нормально замкнутым контактом. Схема удобна и практична – ноль можно подключить на контакт ТР, от второго контакта подкидывается перемычка к катушке пускателя. В момент срабатывания реле происходит разрыв нуля и обесточивания пускателя.
- Реверсивная схема. В цепи управления находится нормально замкнутый и три силовых контакта. Электродвигатель запитывается через последние. При активации защитного режима происходит обесточивание пускателя и остановка мотора.
Вне зависимости от схемы для остановки оборудования нужно нажать клавишу «Стоп».
Порядок регулировки
Настройка прибора производится на специализированных стендах с маломощным нагрузочным трансформатором. Нагревательные узлы подключаются на его вторичные механизмы, а напряжение управляется с помощью автотрансформатора. Токовый предел нагрузки регулируется амперметром, подсоединенным через вторичную цепь.
Проверка производится так:
- Поворот трансформаторной рукоятки в нулевое положение с подачей напряжения. Затем выбирают ток нагрузки ручкой и проверяют время срабатывания реле с момента погасания лампы секундомером. Норма – 140-150 сек при токе 1,5 А.
- Настройка токового номинала. Производится, когда токовый номинал нагревателя не совпадает с номиналом мотора. Предел регулировки – 0,75 – 1,25 от номинала нагревателя.
- Настройка токовой уставки.
Для последнего действия потребуется произвести расчет:
- определить поправку на номинальный ток без компенсации температуры по формуле ±Е1 = (Iном-Iо)/СIо. Iо – ток нулевой уставки, С — цена деления эксцентрика (С = 0,05 для открытых моделей и С = 0,055 – для закрытых);
- вычислить поправку с учетом температуры окружающей среды E2=(t – 30)/10, где t — температура;
- рассчитать суммарную поправку, сложив полученные величины;
- округлить результат в большую или меньшую сторону, перевести эксцентрик.
Данный способ регулировки подходит для устройств типа ТРН и ТРП с показателями, аналогичными средним.
Ручная регулировка
Отрегулировать тепловое реле можно вручную. Величина тока срабатывания может устанавливаться в диапазоне от 20 до 30 % от номинала. Пользователю понадобится плавно перемещать рычаг для изменения изгиба биметаллической пластины. Ток срабатывания также регулируется после замены термического узла.
Современные коммутаторы оснащаются тестовой кнопкой для поиска поломки без задействования стенда. Используя клавишу сброса, можно обнулять настройки в автоматическом или ручном режиме. Для отслеживания состояния прибора используется индикатор.
Маркировка электротепловых реле
Обозначение прибора имеет вид букв и цифр в зависимости от изготовителя. Чаще всего маркировку производят на основе сокращенного названия, а также:
- параметров тока уставки – прописывается в скобках цифрами;
- буквенного обозначения конструкции;
- климатического исполнения в виде диапазона;
- токового номинала – используются цифры (1 – до 25 А, 2 – до 100 А, 3 – до 510 А);
- особенностей устройства – совместимость с цепью постоянного и переменного тока, моно- и бистабильные аппараты, с ускорением или замедлением включения/выключения, с обмоткой или без нее.
Все обозначения прописываются в паспорте реле.
Особенности выбора теплового реле
Выбор ТР должен начинаться с изучения инструкции. Технический документ аппарата содержит следующую информацию:
- связь тока нагрузки и периода срабатывания;
- состояние для старта – охлаждение или перегрев;
- номинальная нагрузка электромотора – оптимальный показатель перегрузки составляет 20-30 %;
- время постоянной нагрузки – от 5 до 10 мин;
- период продолжительной нагрузки – от 40 мин до 1 часа;
- зависимость нагревания пластины от температуры воздуха.
При отклонении от указанной температуры необходимо отрегулировать реле.
Релейные приборы теплового типа характеризуются высокой скоростью и большим диапазоном срабатывания. Их легко устанавливать самостоятельно. Для обеспечения своевременного выключения двигателя в случае перегрузки ТР настраивается на специальном стенде.