Любой водопровод нуждается в периодическом перекрытии. Независимо от диаметра и назначения водопровода, от бытового водопровода до магистрального, в его конструкции должны быть предусмотрены элементы трубопроводной арматуры под названием задвижки.
Оставим бытовой водопровод в стороне и поговорим про задвижки для магистральных водопроводных сетей диаметром от 80 мм (8 см).
В водопроводах данного типа для перекрытия воды без регулирования напора используются задвижки клинового типа. В конструкции таких задвижек запорный элемент выполненный в виде клина, двигается перпендикулярно потоку воды до полного запирания потока.
Важно понимать, что данные задвижки не предназначены для регулирования потока. Только для его полного перекрытия и открытия.
В зависимости от материала из которого изготавливаются задвижки, делается их основная классификация. Различают следующие клиновые задвижки:
- Стальные;
- Чугунные;
- Сплавов меди (латунные или бронзовые);
- Легированной стали;
- Нержавеющей стали.
Из-за цены и доступности в водопроводах общего назначения применяются задвижки стальные или чугунные.
Заслуженной популярностью среди проектировщиков и монтажников пользуются стальные клиновые задвижки марки 30с41нж. По своим характеристикам это задвижки из стали, с наружным исполнением ходовой резьбы запорного механизма. Типа запорного механизма — клиновый. Вид подсоединения к трубопроводу — фланцевое. Корпус выполнен из стали, тип стали 20Л или более прочная сталь 20Х13. Подробный каталог задвижек 30с41нж на сайте https://teharmatura.ru/catalog/truboprovodnaya-armatura/zadvizhki/zadvizhki-stalnye/30s41nzh/.
Монтируются данные задвижки горизонтально, направление ходовой резьбы перпендикулярно потоку. По умолчанию управление задвижками 30с41нж ручное.
Именно этот типа стальных клиновых задвижек изготавливаются следующими диаметрами (Ду, мм):
- 50;
- 80;
- 100;
- 150;
- 200;
- 250;
- 300;
- 350;
- 400;
- 500.
Отличительная особенность данных задвижек в небольшом весе ( если сравнивать с чугунными задвижками аналогичного типа), простотой монтажа (благодаря фланцам) и удобству эксплуатации в любой климатической зоне (благодаря вынесенной резьбе).
Вынос резьбы ходового шпинделя за корпус устройства исключает контакт резьбы с рабочей средой трубопровода. Это значительно увеличивает срок службы задвижки и упрощает её обслуживание.
Фланцевый монтаж, в отличие от резьбового, не требует использования сложных сгоновых соединений и значительно упрощает и ускоряет монтаж задвижки.
Примечание: фланец (1) — это плоская поверхность задвижки, соединяется при монтаже с фланцем трубопровода болтами и гайками. Монтируется в нужном месте без подгона по расположению.
Задвижки стальные 30с41нж клинового типа имеют ряд недостатков, которые нужно учесть:
- Во-первых, скорость перекрытия трубопровода невелика;
- Во-вторых, диапазон перепада давления для задвижек этого типа невелик;
- В-третьих, при завершении закрытия возможен гидроудар;
- В-четвёртых, очень дорогой ремонт задвижки 3/4 от её стоимости;
- В-пятых, у конструкции есть не заменяемые уплотнения.
Несмотря на перечисленные недостатки, задвижки клинового типа стальные 30с41нж очень популярны среди проектировщиков и сантехников. Причина популярности отличное сочетание цены и качества изделия.
©remont-kuxni.ru