Секреты «Стройки века»: зачем в СССР хотели прорыть тоннель до Сахалина?

Добро пожаловать на наш сайт "Строим Дом в 21-м веке", на котором мы с вами будем делиться интересными обзорами о строительстве, дизайне, правилах ремонта и о многом другом. Сайт создан чтобы нести людям ценную, полезную информацию для решения появившихся вопросов во время ремонта или благоустройства жилища.

Приближается Пасха, а это значит, что пора украшать дом и приглашать гостей

Дача20.04.2024

Начните с дверей Украсьте прихожую праздничным венком из ветвей и весенних цветов. Вариантов украшения много. Например, попробуйте создать композицию из яичной скорлупы и лент. Не спешите выбрасывать кор...

Подробнее

Прогулки на свежем воздухе необходимы для здоровья, развития и социализации питомца При этом комфорт и безопасность на улице во многом зависят от подготовки хозяина

Дача20.04.2024

Правильная амуниция — залог приятной прогулки Для активной и безопасной прогулки необходима соответствующая экипировка. Выбор зависит от размера, индивидуальности, физиологических особенностей и по...

Подробнее

В нашей подборке — интересные решения для садового ограждения к наступающему летнему сезону

Дача19.04.2024

Камень Различные конфигурации заборов и камней (например, альпинарии) не только добавляют изысканности саду, но и обеспечивают естественный дренаж для растений. Гранит, известняк и сланец — наиболее расп...

Подробнее

Европейские альпинарии наследуют японскому саду камней Они имитируют альпийские пейзажи и отражают человеческое стремление к единению с природой

Дача18.04.2024

Сад камней имитирует природные ландшафты – настоящее утешение для тех, кто устал от шумных городов! Сады можно спроектировать так, чтобы они не требовали особого внимания. Альпинарий создает естественны...

Подробнее

Чтобы сад вас радовал и его не приходилось потом переделывать, переплачивая за материалы и работу, необходимо заранее все продумать

Дача17.04.2024

Ландшафтный проект Прежде всего, нужно заранее продумать, что будет расти на участке, где будут располагаться функциональные зоны, какие материалы потребуются, то есть создать проект ландшафтного диза...

Подробнее

Порой нас тянет вырастить на даче что-то необычное Например, в конце лета угостить соседей арбузом или сладкой кукурузой со своего огорода

Дача16.04.2024

Арбуз Арбуз — теплолюбивая бахчевая культура, которая хорошо растет в степных регионах России с жарким летом, например, в Астраханской, Волгоградской и Оренбургской областях. Эти ягоды капризны: предпочи...

Подробнее

20-21 апреля 2024 года в ДК ЗИЛ соберутся мастера керамического искусства на весенний фестиваль 4ceramics

Дача15.04.2024

На два дня, 20 и 21 апреля, ДК ЗИЛ превратится в фестиваль ремесел и красоты. Здесь проводится весенний фестиваль гончарства. Более 70 мастеров со всей России представят работы в самых разных жанрах и стилях: ...

Подробнее

Секреты «Стройки века»: зачем в СССР хотели прорыть тоннель до Сахалина?

Содержание
  • Сахалинский тоннель – об исторических предпосылках строительства
  • Таежное строительство – скупые факты
  • Историческая оценка и реальность перспектив

В сталинской эпохе много белых пятен и неразгаданных тайн, которые и сегодня покрыты паутиной секретности. К ним относится и амбициозная идея сооружения подземного перехода под Татарским проливом. Мало кто знает, что Сталин инициировал тему объединения Сахалина с материковой частью суши посредством тоннеля. Начало этого загадочного строительства скоро отметит свой восьмидесятилетний юбилей.

Секреты «Стройки века»: зачем в СССР хотели прорыть тоннель до Сахалина?

 

«Стройка века» успела вовремя начаться, но из-за комплекса проблем так и не была доведена до логического завершения. Что предшествовало началу секретной стройки и как закончилась строительная эпопея для многих и сегодня остается загадкой, полной домыслов и неопределенности. Постараемся восстановить вехи исторической стройки, остановимся на нюансах сооружения тоннеля и оценим реальность этой фантастической для своего времени идеи.

Секреты «Стройки века»: зачем в СССР хотели прорыть тоннель до Сахалина?

 

Сахалинский тоннель – об исторических предпосылках строительства

По информации историков, вопрос сооружения подземной магистрали впервые был озвучен задолго до прихода Сталина к власти. Однако в то время реализация проекта была признана нецелесообразной с экономической точки зрения. Повторно амбициозный проект обсуждался в конце 20-х годов прошлого века.

К инженерным изысканиям успели приступить намного раньше, чем началась Отечественная война. Рассматривался вопрос постройки тоннеля в наиболее узком участке Татарского пролива. Магистраль должна была иметь стратегическое значение при перевозке грузов в мирное время и снабжении воинских частей на острове в военный период.

Секреты «Стройки века»: зачем в СССР хотели прорыть тоннель до Сахалина?

Проект приобрел реальные очертания в 1950 году, когда был утвержден секретный указ Совета министров. Постановление высшего государственного органа предусматривало сооружение железнодорожной магистрали, связывающей город Комсомольск-на-Амуре с селом Погиби, находящимся на Сахалине.

Где вы предпочли бы жить: в частном доме, или квартире?

В соответствии с информацией, изложенной в постановлении, были намечены сроки завершения строительства к 1953 году и пуск тоннеля в эксплуатацию не позже конца 1955 года. Общая длина ветки железнодорожного сообщения должна была достигать 327 км, из которых 8 км пути планировалось выполнить в скалистых х грунтах, расположенных под водами пролива.

Секреты «Стройки века»: зачем в СССР хотели прорыть тоннель до Сахалина?

Реализации грандиозного для своей эпохи проекта помешала смерть вождя. Объект так и не был сдан в эксплуатацию, хотя стройка было начата серьезными темпами. Однако впоследствии строительные мероприятия заморозили. Сегодня о сооружении туннеля можно найти различную информацию. Какие сведения правдивы, а что является домыслами – решать историкам. Ведь строительство проходило под грифом «секретно». Основываясь на воспоминаниях людей, сегодня по крупицам удается воссоздать реальную картину.

Таежное строительство – скупые факты

Несмотря на то, что с момента начала строительства прошел довольно внушительный период времени, документальных подтверждений и правдивой информации мало. Сегодня достаточно сложно отличить мифы от реальности. Большинство правдивых сведений основано на воспоминаниях участников строительной эпопеи, доживших до наших времен. Постараемся разложить все «по полочкам».

До начала сооружения сахалинской магистрали проведен колоссальный подготовительный цикл. Строились мостовые переходы, сооружались порты, формировалась соответствующая инфраструктура, сдавались железнодорожные ветки, длина которых превысила 200 км. Специалисты в строительной области из разных городов вербовались на дальневосточную стройку. Местом дислокации был выбран район на мысе Лазарева.

Секреты «Стройки века»: зачем в СССР хотели прорыть тоннель до Сахалина?

К работе были подключены не только опытные строители, участвующие в сооружении линий метро, но и заключенные из различных лагерей Сибири и досрочноосвобожденные, которые не получили разрешение на возврат домой. Для выполнения земляных работ была привлечена мощная техника. Ведь без огромных экскаваторов, тяжелых бульдозеров и вместительных самосвалов справиться с решением такой задачей было невозможно.

Несмотря на привлечение мощного потенциала, успели сделать не очень много. С двух сторон предполагаемого туннеля были возведены дамбы, пробурены шурфы и частично обустроены входы. Однако из-за смерти вождя стройку заморозили и работы не были завершены.

Секреты «Стройки века»: зачем в СССР хотели прорыть тоннель до Сахалина?

Историческая оценка и реальность перспектив

Скорее всего тоннель построили бы. С идеологической точки зрения, для демонстрации мощи советского государства он был также необходим, как ВДНХ, метро и высотные здания в столице, Беломорканал и поворот вспять быстроходных рек. В прессе того времени о стройке века нельзя было найти никаких сообщений из-за уязвимости проекта с военных и стратегических позиций. В конце прошлого века к вопросам недостроенного тоннеля снова вернулись. Специалисты не отрицают актуальность реализации идеи. Удастся ли воплотить в жизнь задуманное – покажет время…

Секреты «Стройки века»: зачем в СССР хотели прорыть тоннель до Сахалина?