Возможна ли пайка алюминиевых радиаторов отопления

Добро пожаловать на наш сайт "Строим Дом в 21-м веке", на котором мы с вами будем делиться интересными обзорами о строительстве, дизайне, правилах ремонта и о многом другом. Сайт создан чтобы нести людям ценную, полезную информацию для решения появившихся вопросов во время ремонта или благоустройства жилища.

Крашеные яйца — один из символов Пасхи, которая в 2024 году празднуется православной Церковью 5 мая

Дача25.04.2024

Зачем красят яйца: предание о Марии Магдалине Есть легенда. Мария Магдалина отправилась к римскому императору Тиберию, чтобы сообщить о воскресении Христа. «Христос Воскресе!» сказала она правителю, протягивая я...

Подробнее

Они не только станут красивым элементом декора, но и улучшат качество воздуха, нейтрализуют токсины и преобразят интерьер вашего дома

Дача23.04.2024

Выбирая цветок, обращайте внимание не только на его внешний вид, но и на необходимые условия. Не забудьте проверить, какое освещение ему необходимо, как за ним ухаживать и не опасно ли растение для домашни...

Подробнее

Александрина Лукач создала три тематические сервировки к Пасхе Дизайнер решила отойти от каноничной пасхальной символики и сделать акцент на цвете, взяв за основу желтый, изумрудный и бежевый

Дача22.04.2024

Вариант 1: «Время перехода» Подвесные светильники из папье-маше, предметы Yaranji. «Пасха считается переходом от греха к святости, победой света над тьмой, праздником радости для всего мира. И конечно весны! Кр...

Подробнее

В самом сердце Иерусалима, в Храме Гроба Господня, ежегодно происходит чудо, волнующее сердца миллионов верующих — схождение Благодатного огня

Дача22.04.2024

Как происходит схождение Благодатного огня в Иерусалиме Около полудня в Великую субботу, накануне православной Пасхи, верующие собираются в храме Гроба Господня в Иерусалиме, с трепетом сердца ожидая чу...

Подробнее

3 — 7 апреля 2024 года в Париже прошла 25-я юбилейная выставка коллекционного дизайна и современного искусства PAD Paris

Дача21.04.2024

2023 год станет знаковым для выставки коллекционного дизайна и искусства PAD Paris, поскольку мероприятие пройдет в 25-й раз в столичном саду Тюильри. На мероприятии представлен широкий выбор галерей со всег...

Подробнее

Дизайнер Дарья Василькова оформила террасу своей квартиры, а заодно поделилась с читателями идеями стильного и оригинального декора

Дача21.04.2024

Главное место на террасе – стол с различными винтажными стульями. дарья Василькова, автор ярких интерьеров с необычной мебелью и плиточными поверхностями, пригласила читателей myDecor к себе в гости. Диз...

Подробнее

Приближается Пасха, а это значит, что пора украшать дом и приглашать гостей

Дача20.04.2024

Начните с дверей Украсьте прихожую праздничным венком из ветвей и весенних цветов. Вариантов украшения много. Например, попробуйте создать композицию из яичной скорлупы и лент. Не спешите выбрасывать кор...

Подробнее

Возможна ли пайка алюминиевых радиаторов отопления

Алюминий относится к распространенным металлам, сочетающим в себе множество замечательных качеств, включая высокий показатель теплопроводности при сравнительно небольшой массе. Но у этого востребованного в быту и на производстве материала есть один существенный недостаток – он легко вступает в реакцию с другими элементами. Указанное свойство существенно усложняет пайку радиаторов охлаждения автомобилей, например, а также приводит к трудностям, когда нужно заварить отопительную батарею.

Можно ли паять алюминиевые радиаторы

Возможна ли пайка алюминиевых радиаторов отопления
Оксидная плёнка, предохраняющая алюминий от атмосферного воздействия, препятствует процессу пайки

Из-за активности алюминия на его поверхности всегда имеется пленка из окислов, препятствующая соединению с другими металлами. Поэтому пайка радиаторов на его основе для большинства владельцев авто и рядовых пользователей представляется очень серьезной проблемой.

Получить качественное и надежное соединения алюминия с другим металлом удается лишь после нагревания места контакта до высокой температуры.

В процессе разогрева поверхности также образуется слой защитных оксидов, не позволяющих припаять к ней даже небольшой элемент конструкции. Поэтому при пайке этого металла применяются особые флюсы, позволяющие убрать пленку с места обработки. В их состав входят висмут, кадмий или цинк. Только с их помощью удается очистить поверхность свариваемого металла и сделать ее доступной для рабочих припоев.

Стоимость фирменных флюсов, имеющих гарантированное качество, бывает слишком высокой. По этой причине домашние мастера предпочитают изготавливать такие составы (плавни) самостоятельно. При соблюдении указанных в инструкции пропорций припои, подготовленные своими руками, не уступают фирменным составам и иногда превосходят их по эффективности действия.

Что используют для пайки

Возможна ли пайка алюминиевых радиаторов отопленияПрежде чем запаять алюминиевые радиаторы проверенным способом, важно разобраться с основными компонентами, используемыми в процессе пайки. Для качественного восстановления поврежденного места необходимо применять припои с добавками из кремния, цинка и небольшого количества меди. Их можно изготовить самостоятельно или приобрести в специализированном магазине.

На рынке расходные материалы представлены типовыми прутками марки ЦОП-40, согласно ГОСТ имеющими следующий состав:

  • олово;
  • цинк;
  • алюминий;
  • кремний и медь.

Входящие в припой элементы (особенно – цинк) обеспечивают высокую прочность образующегося соединения, а также гарантируют его антикоррозийную защищенность. С его помощью удается паять мелкие элементы конструкции и крупные детали алюминиевых радиаторов.

Порядок пайки

Правильная организация процедуры пайки алюминия предполагает основательную подготовку, без проведения которой не удастся добиться нужного результата. Перед тем как самому паять радиатор, следует внимательно ознакомиться с соответствующей инструкцией. В ней указывается, что подготовительный этап включает в себя зачистку восстанавливаемой зоны и приготовление паяльного состава требуемого качества.

Подготовительные операции

Возможна ли пайка алюминиевых радиаторов отопления
Перед началом пайки необходимо удалить старое покрытие и зачистить зону пайки

Перед тем как запаять алюминиевый радиатор с помощью флюса на основе канифоли, поврежденный участок подготавливается согласно следующей инструкции:

  1. Удаляются остатки старого покрытия и следы загрязнения.
  2. Зона пайки зачищается посредством абразива.
  3. Сразу вслед за этим ее обезжиривают растворителем.

Прежде чем запаять радиатор, потребуется заранее приготовить флюс в металлическом тигле. Для этого канифоль сначала расплавляется газовой горелкой, после чего в расплав добавляются мелкие опилки железа, взятые в соотношении 1:2 (они выполняют функцию абразива). Одновременно с этим подготавливаемый состав перемешивается до состояния однородной массы.

Используемые при пайке материалы токсичны и выделяют опасные для человека ядовитые пары. Поэтому все операции проводятся при наличии вытяжки или на открытом воздухе. При невозможности выполнить эти условия работающему человеку потребуется респиратор.

Устранение небольших дефектов

Возможна ли пайка алюминиевых радиаторов отопленияПо завершении подготовительных операций переходят к самому процессу пайки:

  1. Паяльником захватывается небольшое количество припоя.
  2. Круговыми плавными движениями он наносится на заранее обработанное флюсом место.
  3. В процессе обработки важно внимательно следить за тем, чтобы слой припоя распределялся по поверхности по возможности равномерно.


При спаивании содержащиеся в припое опилки счищают с поверхности оксиды, а добавленная ранее канифоль перекрывает канал доступа кислорода. В результате создаются все условия для получения надежного контакта между различными металлами. Этот метод подходит только для небольших повреждений, размер которых не превышает нескольких миллиметров. На больших площадях флюс быстро остывает и не обеспечивает хороший прогрев места пайки.

Восстановление значительных повреждений

Возможна ли пайка алюминиевых радиаторов отопления
Для восстановления значительной площади радиатора потребуется специальный состав – плавень

С необходимостью восстановления значительных по площади алюминиевых поверхностей приходится сталкиваться довольно часто. Потребуется специальный паяльный состав, называемый «плавнем». Перед его применением проводится подготовка обрабатываемой поверхности батареи, как это делалось для небольших участков.

Исходные компоненты для приготовления плавня:

  • хлориды калия и лития;
  • обычная поваренная соль;
  • сульфат натрия;
  • криолит.

Подготовленная в определенной пропорции смесь сначала основательно перетирается в ступке до состояния пудры. После этого она пересыпается в тигель, где тщательно перемешивается до однородной массы, годной для получения расплава.

Если полученный порошок сразу не употребляется в работу, он пересыпается в подходящую емкость, закрытую плотной пробкой, и хранится в темном месте.

Порядок пайки с использованием плавня:

  1. Поврежденный участок тщательно прогревается посредством газовой горелки.
  2. На подготовленное место тонким слоем наносится порция плавня.
  3. Повреждение пропаивается оловянно-свинцовым припоем с добавкой малых количеств висмута.


При работе со спецтехникой (газовой горелкой) важно не перегреть восстанавливаемый участок, чтобы не прожечь его. Сила пламени подбирается с тем расчетом, чтобы его хватало только на равномерный прогрев поверхности алюминиевого изделия.

Ремонт радиаторов сложной конфигурации

Возможна ли пайка алюминиевых радиаторов отопления
Пайка автомобильного радиатора

Возможны ситуации, когда требуется восстановить (распаять) алюминиевый радиатор автомобиля, имеющий множество труднодоступных мест. В этом случае методы, основанные на применении железно-канифольного флюса и приготовленного своими руками плавня, не подходят. Тонкостенные трубки медного или латунного радиатора автомобиля, например, из-за особенностей конструкции паять очень непросто. В указанной ситуации рекомендуется использовать низкотемпературный припой (НТП) с одновременной проклейкой восстанавливаемой поверхности. В перечень рассмотренных подготовительных операций следует добавить необходимость обжима плоскогубцами поврежденного участка радиатора или печки, что позволит уменьшить размеры отверстия.

По ходу пайки обрабатываемая зона сначала тщательно прогревается газовой горелкой, после чего в ее пламя вносится пруток НТП. Периодически проводя им по этому месту, нужно постараться сделать так, чтобы частички припоя цеплялись за края повреждения и постепенно «затягивали» его. На завершающей стадии потребуется герметизировать зону дефекта, используя для этого специальный высокотемпературный клей. С его помощью удается «заделать» все оставшиеся мелкие неровности и изъяны.

Использование холодной сварки и клея

Возможна ли пайка алюминиевых радиаторов отопления
Клей для алюминия

Когда требуется исправить мелкое повреждение или заделать небольшой скол на поверхности детали, лучше всего воспользоваться клеящим составом, называемым «холодная сварка». Он представляет собой особую смесь, обладающую высокой степенью пластичности, и изготавливаемую на основе эпоксидной смолы – полимера с неповторимыми прочностными показателями. Кроме того, в состав «холодной сварки» входят различные наполнители (сера и пластификаторы), еще более повышающие этот показатель.

Чаще всего она выпускается в виде двух пластичных брусков, внешне напоминающих детский пластилин. Перед употреблением они одновременно разминаются пальцами рук, в результате чего получается нужная смесь из двух компонентов. Чтобы заклеить поврежденное место, достаточно отделить небольшой кусочек размятой массы и нанести его на заранее подготовленную поверхность.

Любой из способов восстановления алюминиевых радиаторов может быть реализован без помощи посторонних лиц. Однако если полной уверенности в собственных силах нет, лучше всего обратиться в специализированную мастерскую по ремонту автомобилей.