Как превратить болт в кодовый замок

Некоторые поделки интересны не только своим назначением, но и оригинальным техническим устройством. К таким, несомненно, можно отнести кодовый замок.

Понадобится


Для его изготовления нужно время, немалые усилия, предельная аккуратность и следующие материалы:

  • болт из нержавеющей стали М20 × 70;
  • накатное колесо;
  • средства для нанесения номеров на колеса;
  • стальные шарики;
  • пружинная стальная проволока (0,3 и 0,8 мм).

Из оборудования нам не обойтись без:
  • токарного, сверлильного и фрезерного станка;
  • тисков слесарных;
  • пассатижей;
  • ножовки по металлу;
  • гриндера;
  • ножниц по металлу и для резки бумаги;
  • оправок для навивки пружин и стопорного кольца.

Технология изготовления


Работа состоит из трех этапов: изготовление деталей и узлов, сборка и установка кодовой комбинации цифр.

Изготовление деталей и узлов


Боковые накладки замка


На токарном станке делим головку болта на две половины, а стержень протачиваем на глубину профиля резьбы.


Зажимаем по одному части стержня в тиски и распиливаем пилой по металлу на две продольные половины.


На одну из шестигранных пластин с помощью шаблона и маркера наносим контур боковой накладки замка.

Склеенные шестигранники обтачиваем на гриндере по нанесенному контуру боковой накладки замка и по концам сверлим отверстия.


Вставляем в отверстия «ножки» круглых шаблонов, используемых только для вывода контура боковых накладок замка на гриндере.

На сверлильном станке сверлом и концевой фрезой в боковых накладках формируем финишный профиль отверстий. Вокруг большого отверстия равномерно по кругу выполняем концевой фрезой 9 углублений.

Мягким кругом полируем все поверхности боковых накладок замка.


Штифты


Из 4-х полуцилиндров, используя особый зажим, точим на токарном станке круглый стержень до середины заготовки.





Первый штифт предназначен для колес со стороны крепления. Он имеет с одной стороны посадочное место под отверстие, с другой – кольцевой паз под стопорное кольцо и глухое отверстие.


Фрезой выполняем в нем продольный паз на всю длину глухого отверстия.




Второй штифт со стороны крепления выглядит как сплошной круглый стержень с посадочным местом под отверстие в боковой накладке замка и глухим продольным сверлением.






Третий штифт-ключ с подвижной стороны также протачивается под сплошной цилиндр. Затем одной стороной зажимается в патрон с прокладкой для смещения оси валика в сторону от оси вращения патрона. В итоге при обработке резцом образуется круглый шип меньшего диаметра, центр которого не совпадает с центром штифта.



Затем фрезерованием формируем по обеим сторонам смещенного шипа две полки. В итоге выходит стержень с двумя гранями, соединенными дугами окружности.

Той же фрезой уменьшаем сечение стержня с большей стороны симметричной обработкой.


Концевой фрезой выполняем 5 прямоугольных и равных проточки. В результате также образуется 5 равных выступов.
Напильниками, надфилями и наждачной бумагой стержню со всеми выступами придается нужная форма и скругляются кромки и ребра. В конце этот и все остальные стержни полируем мягким кругом.



Вставляем стержень на свое место в боковую накладку замка.
Четвертый штифт, выполняющий функцию верхнего вала с подвижной стороны, протачивается под размер отверстия в боковой накладке замка и с одной стороны напильником и мягким кругом оформляется в полусферу. Его также вставляем на свое место.



Сварка, шлифовка, полировка


Привариваем все штифты с обратной стороны к боковым пластинам замка.

Шлифуем и полируем сварные швы на гриндере, кромки скругляем напильником, доводим наждачной бумагой и полируем мягким кругом.

Набором напильников формируем паз на торце штифта с продольной прорезью. Примеряем вхождение подвижных штифтов в отверстия неподвижных.



Латунные колеса с номерами


Изготавливаем 4 латунных колеса с цифрами. Их заготовки после проточки под размер отрезаем на токарном станке, вначале просверлив в центре сквозное отверстие, и расширив, его, с одной стороны, на некоторую глубину.





Пятое колесо отличается от других наличием центральной проточки с обеих сторон, одно из которых глубже другого.
Колонки цифр для нанесения на образующие колес, напечатаны на бумаге, покрытой силиконом, в зеркальном отображении.

Вырезаем ножницами вертикальные полоски цифр и наклеиваем их на образующие колес.

Переводим цифры на поверхность образующих колес, обкатывая их по подошве горячего утюга. В результате бумага отделяется, а слой силикона с цифрами прикипает к кольцу.


Для защиты все поверхности колес, кроме образующих с цифрами, покрываем ногтевым лаком.

Нанизываем колеса на проволоку, укладываем внизу наклонной кюветы и заливаем на 45 минут раствором хлорида железа для травления, что делает колеса привлекательными, а цифры контрастными.


Далее нанизываем колеса на особую оправку, затягиваем гайкой и зажимаем в патроне токарного станка. Далее обрабатываем блок колес наждачной бумагой и полируем ворсовой тканью.
Зажимаем колеса в специальный держатель и на фрезерном станке выполняем фрезой полукруглый паз до выхода в большое отверстие.
На торцах колес выполняем 9 углублений равномерно по кругу.


Колеса по одному закрепляем на оправке и зажимаем в патроне токарного станка. Подводим к колесу настроенную накатку, смазываем их маслом и включаем станок. На колесе у торца узкой полоской накатывается круговая насечка.


Резцом удаляем заусенцы с торца насечки.
Сверлим дрелью глухие отверстия на 0,8 мм в торцах колес с насечкой напротив полукруглого паза.

Снова колеса по очереди надеваем на оправку и наносим на цифровые углубления черную краску, удаляя излишки плоской поверхностью, прижимая ее к вращающемуся колесу, а затем мягкой тканью.



Дополнительные детали, сборка и кодирование


С помощью специальной оправки для навивки пружин, закрепленной на токарном станке, изготавливаем 5 подобных пружин из пружинной стальной проволоки на 0,3 мм.


Для удержания проволоки на оправке при навивке пружин используем пассатижи, а для отрезки концов – ножницы по металлу.
Для сборки колес с номерами нам, помимо пружин, понадобятся 5 стальных шариков на 2 мм.

В глухие отверстия в колесах вставляем по пружине и сверху прикрываем шариком.


Затем все 5 колес с пружинами и шариками нанизываем на верхний вал.
Из пружинной стальной проволоки на 0,8 мм на простой оправке, зажатой в тисках, пассатижами и кусачками делаем стопор-замок для сдавливания и удержания колес с номерами на стержне.

Заводим пинцетом один конец стопора в паз на торце стержня, придавливаем стопор в середине, тогда второй край надежно охватывает и удерживает все, что находится под ним.



Остается вставить вторую боковину кодового замка со стержнями на свое место и устройство готово к работе. Но пока замок заблокирован, т. к. установлена случайная комбинация цифр. Кодовый набор номеров определяется расположением фиксирующих элементов на колесах и для каждого замка является эксклюзивным.


Смотрите видео