Просочившееся из средств массовой информации сенсационное заявление о начале строительства автомагистрали в близости от могильника радиационных отходов, вызвало серьезный резонанс. Какие отходы хранятся на загрязненной территории и чей это участок – сегодня не секрет. Московский завод полиметаллов, входящий в корпорацию Росатом, на протяжении длительного времени производил захоронение радиоактивных отходов, содержащих активные радионуклиды урана, тория и радия.
Для складирования отходов был выбран крутой берег Москвы-реки длиной 450-500 метров. На этой сравнительно небольшой территории на протяжении десятилетий вредные отходы засыпались слоями песка и глины. Поверхностно оценивая уровень радиационного фона, можно утверждать о его незначительном превышении, которое сопоставимо с полетом в самолете. Однако, если незначительно углубиться в почву, стрелки приборов сделают резкий скачок вправо. Сложно четко определить уровень залегания радиоактивных веществ, но в некоторых местах они находятся в непосредственной близости от поверхности на глубине 20-25 см.
Повышенный радиоактивный фон на этом участке не является новостью. Поводом для тревожных мыслей стало игнорирование властями запросов активистов и представителей общественности. Ведь слушания по строительству транспортной магистрали проходили в закрытом режиме, а результаты замеров радиации игнорировались.
Известное издание The Village утверждает, что превышение радиационного фона на этом участке довольно существенное и превышает нормативное значение в три сотни раз. С одной стороны москвичи опасаются отравления города частицами радиационной пыли во время строительства дороги, а с другой – власти опровергают выполнение каких-либо строительных мероприятий по обустройству Юго-Восточной хорды через территорию загрязненного участка. Согласитесь, довольно серьезная и неоднозначная ситуация. Однако для беспокойства у жителей столицы действительно имеются серьезные основания.
Гринпис еще несколько лет назад обнаружил повышение радиационного фона в непосредственной близости от «Коломенского», а корреспонденты издания The Village выпустили статью о том, что в Москве действительно строится Юго-Восточная транспортная хорда. На днях представители российского филиала Greenpeace выступили с заявлением о необходимости остановки строительства дороги рядом с участком, где захоронены радиоактивные отходы. Как говорится, «дыма без огня не бывает». Поэтому мы попытались разобраться с реальным состоянием дел и дать оценку сложившейся ситуации.
Итак, начнем по порядку. Решение о строительстве Юго-Восточной хорды официально принято. Находясь на платформе «Москворечье» можно наблюдать, что строительные мероприятия на противоположной берегу действительно ведутся, несмотря на отрицание этого факта представителями департамента строительства.
Представители пресс-служба Московского комитета по архитектуре официально заявили, что транспортная развязка вместе с проектируемыми объектами мостового перехода не затронет проблемные участки. По мнению экспертов возможно резкое ухудшение ситуации, если мост на 6-8 полос будет построен рядом с радиоактивным захоронением. В этом случае неизбежно распространение ветром строительной пыли с радиоактивными веществами, а также их попадание в речные воды.
Замеры, выполненные представителями российского отделения Гринпис, подтвердили, что пробы грунта, взятые рядом с железнодорожной платформой «Москворечье», на самом деле радиоактивны. На этом фоне абсолютно оправдан протеста экологов, категорически возражающих против строительства моста на этом участке. Выброс в атмосферу радионуклидов может стать причиной необратимой трагедии. Вместе с тем, по информации, полученной от представителей пресс-службе Москомархитектуры, территория, выделенная для обустройства хорды, не захватывает заводские площади рядом с Каширским шоссе.
Общаясь с корреспондентами РБК, заместитель мэра столицы Марат Хуснуллин официально опроверг вероятность затрагивания сооружаемой трассой загрязненного участка с повышенным радиационным фоном. Он охарактеризовал информацию о возможном прохождении трассы на радиоактивной территории «полной ерундой».
Вместе с тем, в соответствии с планами московского правительства Юго-Восточная транспортная хорда столицы все-таки будет строиться. Ее длина составит 36 км. Участок начнется с места, где пересекается шоссе Энтузиастов с Северо-Восточной хордой и закончится в месте, где улица Поляны пересекается с МКАД. Планируется, что этот участок автомагистрали войдет в Большое столичное хордовое кольцо.
Озвучены и сроки начала строительных работ – 2020 год. Удастся ли избежать радиационного загрязнения? Время покажет…
На сайте: Автор и редактор статей на сайте pobetony.ru
Образование и опыт работы: Высшее техническое образование. Опыт работы на различных производствах и стройках – 12 лет, из них 8 лет – за рубежом.
Другие умения и навыки: Имеет 4-ю группу допуска по электробезопасности. Выполнение расчетов с использованием больших массивов данных.
Текущая занятость: Последние 4 года выступает в роли независимого консультанта в ряде строительных компаний.