Китайско-американский архитектор И.М. Пей (из различных источников Йо Минг Пей) скончался в возрасте 102 лет. Необыкновенная карьера Пея длилась семь десятилетий и включала в себя проектирование некоторых из самых знаковых зданий в мире. Пей получил множество наград за свои работы, в том числе Королевскую золотую медаль, Золотую медаль AIA, Президентскую медаль Свободы, Императорскую премию и Притцкеровскую премию 1983 года.
И. М. Пей в 1979 г. © Усадьба Юсуфа Карша; Смитсоновский институт
Известные своей богатой материальностью и утонченной элегантностью, здания Пей варьируются от офисных башен до художественных музеев и гражданских сооружений, а его особый стиль со временем развивался. От Президентской библиотеки и музея Джона Ф. Кеннеди в Бостоне до Музея исламского искусства в Дохе, Катар. Архитектор продемонстрировал невероятную способность реагировать на различные дизайнерские замыслы и стили.
Площадь Виль-Мари, Монреаль, Канада (1962)
Place Ville Marie был одним из первых завершенных зданий И.М. Пея в партнерстве с Генри Н. Коббом. Они преобразовали небоскрёб Монреаля, на момент завершения строительства здание было третьим самым высоким на земле за пределами Соединенных Штатов. Это остается смелым примером интернационального стиля. Проект закрепил за Пейем и его фирмой звание ключевого защитника модернистской архитектуры.
Мемориальная часовня Люс, Тайчжун, Тайвань (1963)
Мемориальная часовня Люс была построена в 1963 году и является центральной достопримечательностью Тунхайского университета. Первоначально спроектированная как многоплоскостная деревянная конструкция, структурная система была изменена из-за сейсмических воздействий. Вместо этого использовалась элегантная решетка из железобетонных балок, которые позволили закрепить каждую плоскость здания и придать часовне уникальную культовую форму.
Лаборатория Мезы (Национальный центр атмосферных исследований), Боулдер, Колорадо (1967)
Лаборатория Mesa является примером любви И. М. Пея к смешиванию модернистского и народного стилей. Известна своей архитектурой, вдохновленной анасази, и использованием кованого бетона – материал характерен для этого района. Основываясь на дизайне невероятных скалистых жилищ Меса-Верде, Пей высказался о желании, чтобы исследовательский центр выглядел «как будто он был вырезан из горы». Здание было названо Лабораторией года после открытия в 1967 году.
Мэрия Далласа, Даллас (1977)
Использование И.М. Пейем перевернутой призмы для мэрии Далласа явилось прямым следствием программных требований здания. Для общественных мест и обслуживания граждан требовалось гораздо меньше пространства, чем для вышеперечисленных правительственных учреждений. Пей спроектировал здание, чтобы оно действовало как гражданское сердце города. «Когда вы делаете мэрию, – сказал он, – она должна передавать образ людей, и это должно было представлять народ Далласа».
Восточное здание Национальной галереи искусств, Вашингтон, округ Колумбия (1978)
Здание Пея для Национальной художественной галереи в Вашингтоне, округ Колумбия, поразительно контрастирует с оригинальным неоклассическим строением Джона Рассела Поупа. Фасады из камня теплого цвета и монументальное чувство масштаба были разработаны, чтобы отдать дань уважения старому зданию. Однако, Пей отказался от украшения и вычурных элементов, чтобы сформировать действительно современное крыло для этого исторического учреждения.
Президентская библиотека и музей Джона Ф. Кеннеди, Бостон (1979)
После трагедии – убийства Джона Ф. Кеннеди Президентской библиотеке потребовалось сделать мощное архитектурное заявление. Оно бы послужило достойной данью уважения одному из самых популярных американских лидеров. Пей предоставил его, составив поразительную форму из бетона и стекла, которая стала настоящей иконой для Бостона. Архитектор считает это «самой важной комиссией» в своей жизни.
Башня Банка Китая, Гонконг (1989)
Башня «Банка Китая», построенная И.М. Пей, считается одним из самых знаменитых гонконгских небоскребов. Представляет собой потрясающую асимметричную конструкцию, расположенную в центре горизонта города. Башня высотой 70 этажей возглавляет огромный деловой район Гонконга. Она служит символом амбиций китайского народа и доброй воли по отношению к британской колонии. Дизайн – граненая призма, обтянутая отражающим стеклом, которая вдохновлена растущими растениями бамбука.
Пирамида Лувра и La Pyramide Inversée, Париж, Франция (1993)
Спустя почти 25 лет существования стеклянная и стальная пирамида, которая служит главным входом в Лувр, является одной из основополагающих работ И.М. Пея. Её отличает практичный дизайн, уменьшающий заторы в галереях и позволяющий музею расширить свою коллекцию. Знаменательный проект стал синонимом как музея, так и города Парижа. Кристаллическая структура – идеальное сопоставление с французским ренессансным стилем музея. Строение соответствует пропорциям знаменитых пирамид Гизы. Сооружение высотой 22 метра (72 фута) с наклонными сторонами 30 метров (98 футов) приглашает посетителей под землей исследовать этот исторический музей.
Зал славы рок-н-ролла, Кливленд, Огайо (1995)
На следующий день после открытия в 1995 году Герберт Мушамп подытожил свои впечатления. «Зал славы рок-н-ролла отличается «дерзкими геометрическими формами, которые вышли из середины шестиэтажной башни», образуя «шарнирное выступление из металла и стекла». Таким образом он приравнял архитектуру к стилю и краю Элвиса Пресли. Мушамп считал дизайн площадью 150 000 квадратных футов достойным своей неотъемлемой функции – размещения музея, посвященного сохранению и энергии американской истории рока. Видение И.М. Пея для оригинального здания было связано с четырехгранной стеклянной палаткой, установленной за башней высотой 165 футов. Она соединяется с театральным пространством, выступающим над озером Эри. Интерьер включает в себя высокий, наполненный солнцем атриум и 55 000 квадратных футов подземного музейного пространства.
Музей Михо, Сига, Япония (1997)
Японская наследница текстиля Михоко Кояма поручила И.М. Пэю спроектировать этот невероятный музейный комплекс в холмистом и лесном ландшафте. Называя проект «Шангри-Ла», в нем размещалась частная коллекция азиатского и западного антиквариата Коямы. Треть здания была спроектирована под землей и высечена из камня. Крыша украшена большими стеклянными и стальными фермами, а стены и полы здания покрыты бежевым известняком, похожим на парижский Лувр.
Музей исламского искусства, Доха, Катар (2008)
Музей исламского искусства площадью 376 740 квадратных футов расположен у побережья Корниша в Дохе. Он стоит на частном острове, посвященном сбору и сохранению исламского искусства. Геометрическое здание возвышается над морем в виде единой ступенчатой конструкции с высоким куполообразным атриумом. Построенный из известняка кремового цвета, гранита и нержавеющей стали, музей состоит из пятиэтажного главного здания и двухэтажного учебного заведения. Северный фасад музея имеет стеклянную навесную стену, из которой открывается обширный вид на залив и район Западного залива Дохи.
Научный центр Макао, Макао (2009)
Научный центр Макао, площадь которого составляет 23 000 квадратных метров, представляет собой блестящий, покрытый алюминием культурный и образовательный центр. Расположен на берегу Макао, напротив Гонконга. После завершения в 2009 году его асимметричная, коническая форма стала мгновенно узнаваемой как символ Макао. Отличительный дизайн включает в себя блестящую винтовую лестницу, высокий атриум и планетарий на 150 мест. В музее находятся интерактивные выставочные галереи, конференц-залы и образовательные пространства.
На сайте: Автор и редактор статей на сайте pobetony.ru
Образование и опыт работы: Высшее техническое образование. Опыт работы на различных производствах и стройках – 12 лет, из них 8 лет – за рубежом.
Другие умения и навыки: Имеет 4-ю группу допуска по электробезопасности. Выполнение расчетов с использованием больших массивов данных.
Текущая занятость: Последние 4 года выступает в роли независимого консультанта в ряде строительных компаний.