Дорожная инфраструктура России нуждается в серьезной модернизации, однако национальный проект по созданию безопасных и качественных дорог реализуется «черепашьими» темпами. Объем финансирования данной темы в 2019 году был рекордно низким среди всех программ стратегического уровня.
Глава правительства потребовал наказать виновных в срыве сроков модернизации дорог. Однако «дорожная пятилетка» с бюджетом порядка пяти триллионов рублей практически не сдвинулась с исходных позиций. Настало время приступить к «разбору полетов» и выяснить, кто же тормозит улучшение транспортной инфраструктуры.
Весной этого года счетной палатой обнародована информация о серьезном срыве сроков работ, предусмотренных национальным проектом. Оказалось, что размер финансирования, обеспеченный властями, позволил закрыть около 13% суммарных объемов работ. В результате у аудиторов, контролирующих выполнение федеральных программ, появилось поле для активной деятельности.
После того, как провальная статистика была опубликована, неудовлетворение ходом работ выразили инициатор проекта Владимир Путин вместе с основным куратором Дмитрием Медведевым. Они заявили, что персональная ответственность за отсутствие эффективной работы возлагается на чиновников. Вместе с тем, проект, связанный с развитием дорожной инфраструктуры, все равно занимает лидирующую позицию в антирейтинге национальных проектов.
О планах и больших цифрах
В августе 2019 года состоялось заседание по вопросам стратегического развития дорожной инфраструктуры. Ключевым вопросом была оценка динамики проекта «Безопасные и качественные автодороги». Дмитрий Медведев поставил задачу завершить работы по прокладке скоростных транспортных линий к центрам экономического роста до 2024 года и проакцентировался на важности беспрепятственного перемещения между регионами страны людей, товаров и услуг.
Программой поставлен ряд амбициозных задач:
- в течение ближайших пяти лет нужно привести в надлежащее состояние 260 тысяч километров дорог регионального значения;
- снизить на 10% долю федеральных и региональных магистралей, постоянно эксплуатирующихся в перегруженном режиме;
- более чем в три раза уменьшить количество жертв в дорожно-транспортных происшествиях;
- внедрить современные строительные и дорожные технологии, а также улучшить уровень содержания дорог.
Для реализации дорожного проекта в течение пятилетнего периода планируется расходовать средства в объеме 4,7 трлн рублей, из которых в текущем году нужно освоить 650 млрд рублей. Однако, как сообщает счетная палата, объем финансирования в первом квартале составил 0,1%. Это самый низкий показатель среди реализуемых проектов национального уровня.
Об ответственных лицах, проблемах и реалиях
Инициатор пятилетнего плана Владимир Путин доверил контроль за выполнением поставленных задач главе правительства Дмитрию Медведеву. Вместе с тем, проект имеет свой паспорт, в котором оговорены конкретные чиновники, которым поручено воплотить планы в жизнь.
Например, курировать нацпроект поручено заместителю председателя правительства РФ Максиму Топилину, а непосредственное руководство осуществляет министр транспорта Евгений Дитрих. Кроме этого есть еще и администратор проекта Иннокентий Алафинов – первый замминистра транспорта. Дорожный проект состоит из четырех отдельных программ, каждая из которых имеет своего куратора. В число кураторов входят Минтранс, МВД и Министерство обороны страны. В общем, исполнители определены, а как с выполнением?
Подтверждением бездеятельности чиновников являются результаты аудита. Оказывается, что в нулевом состоянии находится половина пунктов национального проекта. Не приступили не только к модернизации автомагистралей и железных дорог, но и не начали работы по строительству дорог военного значения. Напрашивается мысль, что федеральным денежным ресурсам нашли другое применение и ответственных чиновников эта ситуация устроила.
Оказывается, финансирование важной темы должны были осуществлять субъекты РФ, изыскав в своем бюджете 4,1 трлн рублей. Вместе с тем, в большинстве регионов денег не выделили и к работам не приступили. В число абсолютных аутсайдеров вошла Республика Крым. Вполне возможно, что местные чиновники еще не привыкли к новому стилю руководства или просто проявляют недальновидность. Однако, в аналогичной ситуации оказались Магаданская, Курганская, Ярославская и Амурская области, а также Калмыкия, Чувашия и Чечня вместе с Камчатским и Приморским краем.
И хотя перед руководителями данных регионов поставлена задача не позже 22 августа закончить подписание договоров и приступить к работам, создается впечатление, что некоторые тянут время, занимаясь проработкой коррупционных схем, а другим просто нравится ездить по разбитым дорогам. Невольно вспоминается пословица «У семи нянек дитя без глазу»…
На сайте: Автор и редактор статей на сайте pobetony.ru
Образование и опыт работы: Высшее техническое образование. Опыт работы на различных производствах и стройках – 12 лет, из них 8 лет – за рубежом.
Другие умения и навыки: Имеет 4-ю группу допуска по электробезопасности. Выполнение расчетов с использованием больших массивов данных.
Текущая занятость: Последние 4 года выступает в роли независимого консультанта в ряде строительных компаний.