Занавески в гостиную подбираются особенно тщательно – в этой комнате жильцы проводят много времени, потому она должна быть максимально уютной. Как дополнение к шторам, часто приобретается тюль для зала – он не только украшает собой помещение, но и скрывает присутствующих от посторонних глаз, не препятствуя проникновению солнечного света.
Особенности выбора
Подобрать идеальные драпировки на окно не всегда просто – кого-то устроит обыкновенный белоснежный тюль, остальные же попытаются сделать оформление уникальным. Шторы в зал выбираются по длине, ширине, цвету, фасону, материалу изготовления. Размещение занавесок будет различным в гостиных с балконом и без него, в помещениях с панорамными или обычными окошками, эркерами, нишами, мансардами. Тюль по-разному шьется – есть прямые, незамысловатые, однотонные виды, изящные модные новинки, пестрящие многоцветием.
Интерьер комнаты, ее освещенность, также имеет значение. Если окна большие и выходят на юг, юго-восток, занавески приобретаются холодных оттенков, с крупными, плотными вышитыми элементами – цветами, орнаментами, полосами. Когда окошки узкие, в помещение проникает совсем мало уличного света, приобретается светлая тюлевая ткань, теплого колера, лишенная декора или с мелким, едва заметным узором.
Выбирать шторы начинают, когда интерьерный стиль уже продуман. Для минималистичных интерьеров используют ткани типа однотонной вуали, для восточного – несколько видов тюли одновременно. В последнем случае, когда приходится сочетать два-три и более вида ткани, важно тщательно подобрать фактуру, узор, чтобы не получить излишней «пестроты», не создать диссонанс между отдельными элементами.
Так как в пространстве гостиной жильцы находятся много часов в день, ее оформление не должно утомлять, раздражать. Желательно, чтобы обстановка нравилась каждому из домочадцев.
Выбор длины
Длина тюля бывает разная, в зал приобретается:
- короткий – длиной до подоконника. Оптимально подходит для стилистики прованс, кантри, экологической, а также тесных комнат. В просторных помещениях такое решение смотрится бедновато. Это лучший вариант, для горизонтальных окошек, расположенных в нише, особенно если под ними отсутствуют радиаторы отопления. В последнем случае место ниже окна украшается узорами, яркими фотообоями, картинками;
- обычный (средний) – достигает пола, не касаясь его, используется наиболее часто. Ткань должна полностью закрывать батарею, при ее наличии, не быть слишком короткой, «подстреленной». Для панорамных окон данный декор также подойдет;
- длинный – складками ложится на пол. Подойдет для квартир, где нет маленьких детей, пожилых людей, активных домашних питомцев, способных запутаться в занавеске, получить травму или оборвать ее. Подобные занавески хорошо смотрятся в арках, придают уют большим комнатам, делают стильными маленькие.
Для комнат с балконной дверью допускается комбинированный вариант: короткий тюль над самим окном, отдельное длинное полотно – над выходом на балкон
Цвет
Колористическое решение напрямую зависит от интерьерной стилистики комнаты. Допустимы практически любые варианты – монохромные, пестрые, с градиентными переходами. Цвет подбирается под плотные гардины, если они присутствуют, ковры, прочий комнатный текстиль, реже – тюль является ярким акцентом.
Популярные варианты:
- белоснежный;
- агатово-серый;
- шафраново-желтый;
- аметистовый;
- фуксия;
- бирюзовый;
- умеренно-розовый;
- травяной;
- бледно-зеленый;
- янтарный;
- сиреневый;
- бронзовый;
- желто-оранжевый;
- сизый;
- перламутровый;
- салатовый;
- красновато-бежевый.
Со шторами или без
Чаще всего тюль является дополнением к плотным гардинам, но далеко не всегда – многослойные его варианты неплохо защищают от уличного света. Простенький, легкий вариант используется в интерьерах лофта, где шторы будут «не в тему», минималистичные, японские интерьеры также «не потерпят» лишних. Современная мода предусматривает различные по плотности тюлевые занавесы, комбинирование которых друг с другом создает неповторимый, уникальный внешний вид.
Когда узор на плотных занавесках очень сложный, имеется красочная вышивка, множество набивных принтов, объемных элементов, то тюль приобретается однотонным либо с более бледным, мелким рисунком, частично или полностью повторяющим шторный. Чрезмерно перегружать оконный проем лишними элементами недопустимо.
Материалы
Современных «тюлевых тканей» придумано много. Это шифон и органза, вуаль и сетка, батист и жаккард. Все они различаются внешне, по прочности, солнцезащитным свойствам, возможностям использования в интерьере. Структура материалов сильно различается – это матовые и блестящие, прозрачные и более плотные, кружевные, вышитые, узорчатые ткани. Выбор материала зависит от дизайна помещения, его площади.
Жаккард
Тюль-жаккард – самый сложный материал для пошива оконных драпировок. Отдельные его нити различны по расцветке, толщине, фактуре, готовая ткань выходит рельефной, многоцветной, резко отличаясь от других вариантов. Сами занавески выглядят замечательно, роскошно, но стоят дорого. Наиболее гармонично жаккард смотрится в классическом стиле, барокко, рококо, восточном.
Шифон
Шифон – великолепная ткань, которая смотрится дорого, хотя имеет среднюю стоимость. Данный текстиль имеет сложный рельеф, образующийся из-за тугого сплетения креповых нитей. Шифон очень скользкий, сложный в обработке материал – при пошиве, обработке краев сильно сыпется, к тому же не отличается долговечностью.
Батист
Батист относится к синтетическим материалам. Он изготавливается из крепко скрученных между собой волокон, потому отлично держит форму. Изделие выходит очень тонким, практически прозрачным, отлично пропускающим свет, потому его обычно используют в комплекте с более плотными драпировками.
Сетка
Тюль-сетка – весьма популярный, модный вариант оконного оформления для гостиной. Предмет смотрится нарядно, обычно не требуя дополнительного декорирования. Сетка выполняется из тончайших синтетических ниточек, поэтому сильно собирает на себя пыль, что неприемлемо для аллергиков, а также тех, кому проблематично часто стирать штору.
Органза
Органза изготавливается из полиэстера, это очень светопроницаемый, отличающийся воздушностью материал. Реже в составе имеются шелковые, вискозные нити, но такая драпировка в разы дороже. Главный минус предмета – плохая проницаемость для воздуха, что легко ощутить, если занавесь многослойная. К плюсам относят то, что материал хорошо отстирывается, быстро высыхает.
Вуаль
Вуалевый тюль – плотный, долговечный, износостойкий, более мягкий, чем органза. Он практически не собирает на себя пыль, потому частых стирок не требует. Шторка из вуали часто оформляется всевозможными рисунками, отлично драпируется, а ее плотность зависит от крупности, общего числа орнаментов на поверхности. Предмет используется во многих современных интерьерах, так как цветовая гамма предлагается самая разнообразная.
Лен
Натуральные льняные ткани сейчас на пике популярности. Они экологичны, не вызывают аллергии, а синтетические компоненты добавляются сравнительно редко. Подобные драпировки поддерживают здоровый микроклимат в комнате, обладают достаточной прозрачностью. К недостаткам относится сильная сминаемость материала, сложность глажения. Окрасить лен в яркий колер практически невозможно, потому драпировки оставляют натуральными, серо-бежевыми, реже используются пастельные тона – персиковый, бледно-салатовый, желто-розовый и др. Подходящие интерьеры – кантри, прованс, рустик, этнический.
Тюль и стиль
Тюлевые занавески допустимо использовать практически в любом из существующих интерьерных стилей. Это классика и минимализм, восточный и античный, ар-деко и модерн, хай-тек и кантри, прованс и рококо, барокко и готика. Прозрачные драпировки полностью неуместны в стилистиках брутализма, индастриала, техно. Подбирать их необходимо по всем важным параметрам, чтобы максимально выдержать стилистику.
Восточный
Восточные тюлевые гардины выполняются в двух вариантах:
- арабский – используются узорчатые тюлевые ткани, украшенные орнаментами типа «индийский огурец», дополняющие плотные яркие «ночные» шторы. Помещение буквально «утопает» в тканях. Многоцветие здесь допускается, как и сложное переплетение, обилие тонко вышитых узоров. Основные цвета – красный, синий, золотой. Приветствуется многослойность, «богатые» украшения;
- японский – весьма минималистичен, ненавязчив. Плотные шторы тут отсутствуют, из орнаментов допускаются ромбики, «мушки», реже – растительные узоры а-ля «цветущая сакура» либо текстильная имитация камышовой циновки. Приемлемые тона – белый, бежевый, светло-оранжевый, кремовый.
Классика
Классический тюль обычно сочетают с плотными, тяжелыми портьерами. Его колер – белый или кремовый, часто украшенный золотистой, серебряной вышивкой либо полностью однотонный вариант. Материал выбирается сравнительно плотный. В классике обычно следуют традициям, потому чрезмерно короткие гардины здесь неприемлемы. Шторы «в пол» делают помещение выше, создают настоящее «дворцовое» оформление. Драпировки подбираются максимально объемные, двух-, трехслойные, украшенные кистями, ламбрекенами, рюшами, прочим подобным декором, много лет подряд находящимся «в тренде» и не сдающем своих позиций. Популярный узор – дамасский, а также полосы из меандров в верхней, нижней части.
Модерн
Идеальный вариант – самый обычный, незамысловатый тюль, имеющий в составе немного люрекса. Драпировки здесь чаще всего «струятся» из-под потолка, как будто бы являются «оконным покрывалом», но сбоку практически всегда закрепляется еще одна занавеска – плотная или тюлевая. Некоторая доля хаоса приветствуется – яркие, оригинальные сочетания применяются здесь без ограничений. Рисунки на ткани делаются крупными, четкими – мелкие, невнятные нарушают динамику стиля. Подходящий декор – жесткие ламбрекены, атласные ленты, подхваты, шнуры с кистями, другие необычные элементы.
Арт-Деко
Занавески здесь роскошны или относительно скромны, оформлены «узелками», растительными узорами либо геометрическими фигурами. Встречаются пестрые варианты, замысловатые складки также допустимы. Тюль для подобных интерьеров обычно шьется под заказ в ателье или своими руками. Оконное оформление делается нарочито асимметричным, одновременно используется два и более колера.
Минимализм
Минималистичный декор практически не имеет складок, перекрывает полностью всю стену, выполняется из вуали или органзы. Он ровный, однотонный, в идеале – подвешивается под самый потолок либо «струится» из потолочной ниши. Мелкие узоры, многочисленные фактурные, замысловатые детали, полутона и градиенты недопустимы. Оформление делается максимально спокойным, цвета – черный, белый, иногда серый. Плотные занавеси здесь не нужны, но допустимо компановать тюль и жалюзи, рулонные шторки, имеющие кассетный механизм и монтируемые непосредственно на оконную раму.
Кантри
В «деревенском» стиле приветствуются светлые драпировки теплых, будто бы слегка выцветших оттенков. Предпочтительны животные, растительные принты (вышитые, набивные), но наиболее популярна клетка. Материалы используются преимущественно натуральные – ситец, лен. Выкраиваются занавеси особым образом – полотно разделяется на две половины одинакового размера, внутренние углы их иногда скругляются, а в верхней части добавляется ламбрекен. В качестве декора подойдут крупные текстильные цветы, выполненные из того же материала, что и сама занавеска.
Хай-тек
Хай-тек-стилистика в большинстве случаев полностью обходится без драпировок, но если они присутствуют, наиболее подходящие расцветки – серебристые, стальные, темно-синие, черные. Это наиболее современный стиль, наполненный ритмом, свободой, высокими технологиями, потому шторные ткани, используемые в нем, не должны доставлять хлопот, загромождать пространство. Оформление не делают слишком ярким – многочисленные контрасты запрещены. Материалы используются гладкие, в них добавляются металлизированные, серебристые, золотистые или «под бронзу» ниточки, в качестве декора часто применяется фотопечать, формата 3D.
Готика
Готический тюль – преимущественно темный, весьма загадочный. В оформлении присутствует множество вертикальных линий, прямых ламбрекенов, простых геометрических форм. В основном драпировки однотонные, сравнительно плотные, но дополнение в виде контрастной сетки вполне допустимо. Предпочитаемые материалы – жаккард, шифон, изредка используется сетка. Карниз лучше подобрать тяжелый, резной, деревянный подходящие цвета – сиреневый, темно-синий, черный, насыщенно-бордовый.
Рококо
Стилистика рококо предусматривает максимально помпезные, «навороченные» драпировки, изобилующие складками, рюшами, воланами, фактурной вышивкой. Подобный оконный декор смотрится роскошно, «богато», ткани выбираются самые качественные, дорогостоящие. Надменное оформление получается из шелковых, жаккардовых тканей, с использованием гобелена, бархата в качестве плотных портьер. Объемные ламбрекены также неотъемлемый элемент стилистики рококо. Золотые, серебряные нити в изобилии пронизывают материал, ими же вышиваются замысловатые узоры, в подобных тонах выполняются кисти, подхваты.
Шебби-шик
В данном оформлении тюля, как и более плотного текстиля, используется огромное количество. Драпировки объемны, сложно уложены, достигают пола, складками расстилаясь по полу. Все существующие края оформлены кружевами, воланами, рюшечками, розочками. В большинстве случаев цветовая гамма выбирается пастельная – бело-розовый, нежно-голубой, бледно-фиалковый, но допустимы и более яркие, но не «кричащие» тона.
Карниз в данном интерьере делается малозаметным, так как основное внимание привлекается к текстилю.
Как правильно повесить
Подвешивание тюлевых полотен легко произвести за пару минут, если выбран приемлемый способ, готовы все крепления, фурнитура, а складки (если они запланированы) уложены заранее. Вариантов размещения существует несколько, они зависят от вида используемого карниза:
- «труба» — подвешивание полотна производится на кольца, реже – люверсы. Это наиболее надежный, популярный вариант;
- струнный карниз – практически незаметный со стороны элемент, легко удерживающий одно, два или три полотна одновременно;
- профильный – конструкция состоит из нескольких рядов, в качестве крепежа применяются крючки, клипсы, декоративные прищепки.
Чтобы закрепить тюлевое полотно на карнизе, применяют разные способы:
- при помощи кулиски – готовая драпировка «подгоняется» с одной стороны. После к ней аккуратно пристрачивается кулиска, затем – продевается карниз-труба, который становится практически незаметным;
- на крючки – к верхней части полотна пришиваются полупрозрачные пластиковые крючки либо тонкие металлические. Кольца надеваются на карнизную трубку, к ним цепляются крючки;
- с применением клипсов – на профильный карниз шторы закрепляют именно таким способом. Вариант подходит исключительно для тонких, воздушных, однослойных тканей;
- на люверсы – сверху полотна прорезают отверстия, в которые вставляются подходящего диаметра люверсные колечки. Через них пропускается сам карниз.
Один из самых простых способов закрепить тюлевый занавес – вшить в него тесьму, за которую полотно цепляют к потолочному, настенному подвесу. Предварительно занавеску регулируют по ширине, для этого по верхнему краю вшивается два ряда прочных нитей (иногда предмет продают сразу с ними), которые необходимо аккуратно стянуть в одну сторону, завязать на узел. Далее шторную ленточку стягивают так, чтобы она максимально соответствовала ширине карниза, сам тюль выравнивают, расправляют складочки, нитки с другой стороны драпировки также завязывают. Теперь портьеру вешают на карниз, проверяя, чтобы получилось ровно, красиво.
Некоторые любители используют для подвешивания тонкой шторки пары мелких декоративных магнитов. Полотно элементарным образом перебрасывается через штангу, а с двух сторон его, напротив друг друга, «приклеивают» магнитики. Такую гардину легко снять в любой момент, она выполняется однослойной или двухслойной.
В качестве декоративной, функциональной фурнитуры используются зажимы, шнуры, кольца, нити бисера, металлические, текстильные подхваты.
Выбор драпировки
Профессиональные дизайнеры долго учатся, чтобы виртуозно укладывать любой сложности складки «голыми руками». Полотно предварительно сшивается, чтобы вероятность нарушения формы сборок была сведена к минимуму. Готовая «конструкция» выглядит красиво, а складочки надежно уложены и не разрушаются продолжительное время в процессе эксплуатации.
Особенность ручного оформления в том, что если одно и то же полотнище сложить по-разному, выглядеть оно будет так, как будто бы занавеску заменили. Использование шторной ленты, выполненной из плотного, «редкого» текстиля или сетки, значительно упрощает декорирование.
Пришивают ее с изнаночной стороны, натягивая так, чтобы вышли вертикальные складочки, подвешивают на крючки, клипсы. Выполняются элементы через определенные промежутки. Чем фактурнее, глубже предполагаются складки, тем длиннее, относительно карниза, берется отрез ткани. Если для японского стиля, минимализма, где складок практически нет, ширина занавеса превышает длину карниза всего на 7-10%, то в интерьеры кантри, скандинавский, добавляется до 30% полотна. В роскошных стилях, типа рококо, барокко, ренессанса ткани требуется очень много – до 300%, по сравнению с габаритами карниза.
Ширина тесьмы делается различной, с ее помощью легко оформить, выделить как единственное небольшое окошко в тесной гостиной, так и целый ряд панорамных конструкций. Чтобы красиво задрапировать занавески используются подхваты, которые легко удерживают драпировки снизу, посредине, ближе к верхней части. Укладывают тюль симметрично либо асимметрично, отдельные варианты размешаются по центру, образуя своеобразные «перевернутые купола» — если полотен больше, чем два. Если одновременно используется два и более тюлевых слоя, то один оставляют свободно свисающим либо плотно натягивают при помощи утяжелителей, остальные фиксируют по-разному.
Воздушные горизонтальные складки также весьма популярны. Они подходят как для маленьких окон, так и в случаях с панорамными, а также комнатами, имеющими выход на балкон. Такие подъемные конструкции присбориваются на декоративных петлях, разнообразных шнурах.
Основные способы задрапировать тюль своими руками, используя магниты:
- классические «волны» — внутренний край шторки собирают вручную, формируют провисающую часть, размеры которой выбираются так, чтобы вышло красиво. Наиболее гармонично смотрится вариант, когда соотношение ширины и высоты складки равно примерно 1 к 0,6. Свисающий кусок текстиля фиксируют магнитами так, чтобы вышла волна – обычно элемент выполняется в средней части занавески, а также на середине ее высоты;
- двойные волны – выполняется примерно так же, но волн делается две (иногда даже три). Снизу провисание должно быть небольшим, сверху – в полтора-два раза объемнее;
- драпирование низа – используется в случаях, когда занавески очень легкие, изготовлены из органзы, вуали, сетки. Полотно обхватывают посредине низа, поднимают на нужный уровень, фиксируют магнитами, чтобы образовалась W-образная складка.
Чтобы драпировка «держала форму», не образовывала лишних складок, используются утяжелители, в виде вшитых по нижнему краю декоративных полос, наполненных свинцовыми шариками.
Дополнительный декор
Тюлевые шторы часто украшаются разнообразными декоративными элементами. Это цветная либо однотонная вышивка, фотопечать, кружевные вставки из отличающихся по фактуре материалов, бахрома, кисти, текстильные или металлические подхваты. Часто к тюлю добавляются металлические нити, люрекс. Отдельные интерьерные стили допускают и более объемный декор – бисер, стразы, нити из цветных бусин, бабочки, стрекозы, птички на булавках или клипсах, тканевые цветы, банты, элементы на магнитах.
Популярные узоры:
- растения;
- капли дождя;
- дамасские узоры;
- геометрические орнаменты;
- клетка и полосы;
- зебровый, леопардовый, тигровый принт.
Аккуратное, ненавязчивое комбинирование вышивки и фотопечати, сейчас также весьма популярно.
Заключение
Идеи дизайна тюлевых драпировок для зала следует выбирать в соответствии с имеющимся интерьерным оформлением, а также руководствуясь собственными предпочтениями. Пошив тюля заказывают в ближайшем ателье, либо приобретают в магазине. Самые красивые, бюджетные варианты выполняют самостоятельно, по выкройке из интернета, вышивая, декорируя занавески вручную.