Оки Сато – белый минималист и нескончаемый генератор идей

Он руководит одним из самых востребованных дизайнерских брендов в мире Nendo, обладает множеством международных наград в сфере дизайна и входит в список 100 самых уважаемых японцев по версии Newsweek. Как он все успевает?

Оки Сато – белый минималист и нескончаемый генератор идей

По словам Оки Сато, «все мы вышли из глины». Этот уникальный материал стал названием его японского бренда Нендо (Nendo), который бьет рекорды по своей популярности и плодовитости. Дизайнера восхищают свойства глины: ее гибкость, прочность, традиционность, экологичность и способность сочетать в себе разные цвета и формы. Именно такими характеристиками обладает продукция бренда, что делает ее невероятно успешной.

Оки Сато – белый минималист и нескончаемый генератор идей

Помимо общепринятых принципов качественного дизайна – баланса, масштаба, контраста и единства – Оки учитывает еще один – историю. Каждый его проект вырастает из маленькой идеи или мини-сюжета. «Это объясняет, почему все наши дизайны имеют нечто очень похожее на глину», – признается Сато. «Речь идет о том, какую историю вы можете найти за объектом, будь то продукт или архитектура».

«Дизайнер дизайнеров»

В мировой прессе Оки то и дело называют «дизайнером дизайнеров» за его огромное количество успешных проектов с крупными международными брендами и за множество престижных наград в сфере предметного дизайна. Мебель, бытовые изделия, декоративные аксессуары с маркой Nendo заполонили прилавки магазинов, студий и домов в разных уголках планеты. В 2006 году журнал Newsweek включил Оки в список «100 японцев, которых уважает мир», а офис его компании в 2007 году стал одним из 100 японских проектов, получивших всемирное признание.

Оки Сато – белый минималист и нескончаемый генератор идей

Работы плодовитого дизайнера можно увидеть в Нью-Йоркском Музее современного искусства, Парижском Центре Помпиду, музеях искусств Монреаля, Иерусалима, в лондонском музее Виктории и Альберта, в национальной галерее Мельбурна. Дизайнер успешно сотрудничает с такими мировыми брендами, как: Coca-Cola, Starbucks, Glas Italia, Baccarat, Moroso, Tod’s, Hermès, Louis Vuitton, Puma и многими другими.

Оки Сато – белый минималист и нескончаемый генератор идей

На полках в его офисе уже не хватает места для всевозможных наград и почетных грамот в области дизайна, среди которых: самый молодой лауреат International Design Award 2012, дизайнер года на Maison & Objet и Iconic Awards в 2015-м, дизайнер номер один в издании Dezeen в 2016-м, дизайнер общественных интерьеров года в 2017, Blueprint Awards в 2018-м, лучший индустриальный дизайнер 2019 года и др. Оки регулярно приглашают в качестве почетного гостя на международные конкурсы и премии, просят прочесть лекции и провести мастер-классы на семинарах и выставках.

Конвейер идей

Оки часто сравнивают с «конвейером идей», который непрестанно трудится и днем, и ночью, рождая успешный проект один за другим. Работать над 200-300 заказами одновременно – для него обычное дело. Сам дизайнер признается, что размышления над сотнями задач расслабляют его: «Если я буду думать об одном или двух проектах, это замедляет меня и дезорганизует… Чем больше у меня результатов, тем больше я могу внести свой вклад. Чем больше идей я воплощаю, тем больше это создает поток, который позволяет мне находить новые идеи».

Оки Сато – белый минималист и нескончаемый генератор идей

Этот процесс Оки напоминает юлу, которая твердо стоит на одной ножке, за счет быстрого вращения, и падает, если замедляется: «Важно продолжать вращаться, чтобы разум всегда был готов к новым идеям. Это как дышать или есть». Теперь его компания ежегодно производит несколько сотен продуктов из самых разных областей: от флаконов духов до диванов, от конфет до трехмерной графики, от бутылок пива до амфитеатров.

Оки Сато – белый минималист и нескончаемый генератор идей

Важные помощники в его работе – 3D-принтеры, которые стоят в каждом его офисе. По признанию Оки, без них он бы не смог сделать так много за один год. Раньше приходилось отправлять модели проектов транспортными компаниями, что часто нарушало целость структуры и внешний вид. Теперь удобнее и быстрее распечатать модели будущих изделий на 3D-принтере и показать их заказчику по скайпу.

Три родины

В 70-х годах отец Оки вместе со всей семьей иммигрировал в Торонто, где в 1977 году родился будущий креатор. Но через десять лет главе семейства предложили выгодную работу в Токио, и пришлось вернуться в Японию. Там Оки получил среднее образование в международной школе Гакугей Оидзуми, что помогло ему лучше ориентироваться в мультикультурной среде и понимать потребности заказчиков из разных частей планеты.

Оки Сато – белый минималист и нескончаемый генератор идей

После школы юноша поступил на архитектурный факультет в Университет Васэда, который окончил в 2002-м как лучший студент. В год получения диплома он открывает конструкторское бюро Nendo, еще не подозревая, какой ошеломительный успех его ждет. Дизайнер до сих пор поддерживает свою альма-матер: читает лекции для студентов, проводит мастер-классы, а в 2016 году он разработал новую форму для университетского футбольного клуба регби.

Оки Сато – белый минималист и нескончаемый генератор идей

Сегодня Оки чаще живет и работает в Милане. Но по роду своей профессии он не сидит на одном месте, а постоянно путешествует по всему миру, где встречается со своими заказчиками, контролирует ведение проектов, получает вдохновение для новых идей.

Оки Сато – белый минималист и нескончаемый генератор идей

Судьбоносная выставка

Самое яркое событие в жизни Сато, которое воодушевило его серьезно заняться дизайном, – Salone del Mobile 2002. Новоиспеченный архитектор из Токио отправился покорять Милан и случайно попал на знаменитую мебельную выставку. Он был очень впечатлен европейскими концепциями дизайна. Его удивило то, что именитые архитекторы свободно проектировали чайный чашки и не были привязаны только к своей области деятельности. В итоге, выстроив 3-4 частных дома, Оки переключился с архитектуры на предметный дизайн.

Оки Сато – белый минималист и нескончаемый генератор идей

После посещения мебельной выставки он решил открыть собственную фирму Nendo и обязательно выставить свои работы в Милане. Он считает этот город – лучшей площадкой для выставок и вдохновения. Во многом потому, что Милан стал для него родным. Здесь в 2006 году Оки открыл филиал своей компании.

Источник вдохновения

По словам Оки, в университете его призывали смотреть на вещи с очень высокой точки зрения и слишком серьезно погружаться в процесс: «когда я проектировал чашку, мне сначала нужно было посмотреть на город, а затем подумать о том, как должно быть спроектировано здание, подумать о том, как следует оформить комнату, мебель и только затем о проекте чашки». Такой подход дизайнеру не нравился. Он предпочитает совершенно противоположный порядок: «я начинаю с очень маленьких эмоций, маленьких идей и позволяю им перерасти в мебель, интерьеры и здания и, надеюсь, в города».

Оки Сато – белый минималист и нескончаемый генератор идей

Оки признается, что на гениальные идеи его вдохновляет повседневная жизнь, вещи, природа. Например, на создание известной коллекции столов «Clear shadow» («чистая тень») для Glas Italia Оки вдохновили вода и пузыри. Умываясь утром в отеле, он заметил, как на воде отражается тень от мыльных пузырей, хотя их самих не было видно. Это явление и легло в основу уникальных столов, состоящих из двух покрытий, которые формируют тени и не отражающий свет. Тени появляются на белой поверхности из-за разницы в показателе преломления света между секциями стекла и рисунка на поверхности.

Оки Сато – белый минималист и нескончаемый генератор идей

Секрет масштабных и знаковых проектов, по мнению Оки, кроется в маленьких идеях. Его компания старается придумывать их, чтобы «подобно вирусу распространить их по всему миру и вызвать у людей эмоции, улыбку». Оки считает, что именно мелочи делают жизнь людей такой богатой и комфортной. Он старается обращать внимание на мелкие детали, которые скрыты от посторонних глаз и мало волнуют остальных людей.

Хорошо забытое старое

В отличие от своих коллег, которые часто находят вдохновение в путешествиях, Оки признается, что ему больше помогает рутинная работа и повседневная жизнь: «Если ежедневно повторять привычные действия, то можно заметить в них небольшие различия, и я чувствую, что эти различия в некотором роде становятся моими источниками дизайна».

Оки Сато – белый минималист и нескончаемый генератор идей

Вместо путешествия в другую страну и знакомства с новой культурой для него гораздо продуктивнее прогуляться по дому и посетить свое любимое кафе. Для него близка известная поговорка: «Новое – хорошо забытое старое». Он ищет старые вещи, методы, материалы, которыми уже не пользуются, чтобы сотворить что-то новое и стоящее. К примеру, наблюдая за работой пражских стеклодувов, он задумался: почему бы не вдувать как обычно воздух в стекло, а попробовать его высосать. Так родилась очень оригинальная и красивая лампа в его коллекции.

 

Фанат дизайна

 

Любимый стиль Оки – минимализм. Он предпочитает чистые линии и обтекаемые формы, монохромные оттенки без принтов и узоров. Его проекты гениальны в своей простоте. Дизайнер считает, что холодности минимализма ему помогают избежать «щепотка юмора и дружелюбие».

Оки Сато – белый минималист и нескончаемый генератор идей

Сато остается верным своему ремеслу и своей интуиции. Он совершенно не подвержен влиянию славы, удачи или давлению средств массовой информации. Свою работу он называет «своим хобби, времяпрепровождением, профессией»: «Это похоже на дыхание или еду. Я бы сказал, что я дизайнерский фанат или «отаку» – по-японски». На сегодня его компания занимается широким спектром работ, включает предметный, интерьерный и графический дизайн и корпоративный брендинг.

Оки Сато – белый минималист и нескончаемый генератор идей

Высказывания Оки Сато о дизайне и творчестве:

«Между дизайном маленького кусочка шоколада и здания будет ряд технических различий, но в обоих случаях это будут живые люди, контактирующие с картинками. Цель выявления эмоциональной реакции у этих людей не меняется».

«Роль дизайна заключается в решении проблем, в поиске новых решений. Речь идет о том, какую историю вы можете найти за объектом, будь то продукт или архитектура».

Оки Сато – белый минималист и нескончаемый генератор идей

«Пользователи могут повлиять на окончательный «внешний вид» продукта, и это само по себе может сделать его более «личным». Таким примером будет сознательное использование патины материалов и деталей».

 

 «Не только умение или талант делают хорошего дизайнера, но и клиенты или сам проект оказывают большое влияние на жизнь дизайнера. Итак, я бы сказал, что встреча или возможность очень важны в любом виде бизнеса».

Оки Сато – белый минималист и нескончаемый генератор идей

«Чем больше идей мне приходит в голову, тем больше идей я придумываю. Это как дышать или есть».

«Я концентрируюсь и посвящаю всего себя проекту, который стоит передо мной на данный момент, вместо того чтобы иметь долгосрочное видение».

 

«В Японии люди, которые изучали архитектуру, обычно проектируют только архитектуру, дизайнеры интерьеров проектируют интерьеры, а предметные дизайнеры – предметы. Но я хотел проектировать более гибко и выходить за рамки жанров. Вот почему я создал Nendo».

Оки Сато – белый минималист и нескончаемый генератор идей

«Мой проект мечты – создать объект, который превосходил бы мое воображение».

«Хороший дизайнер должен быть зависим от дизайна и просто наслаждаться им».

Оки Сато – белый минималист и нескончаемый генератор идей