Мария Федоровна поднялась из-за стола и выразительно взглянула на Галю с Тёмой:
-Идите дети, погуляйте во дворе, взрослым нужно поговорить. О свадьбе.
Выпроводив "детей", Мария села на свое место и взглянула на будущую сватью.
-Завтра дети поедут подавать заявление в Загс. Итого, у нас остается полтора-два месяца до, собственно, свадьбы. Какие у вас мысли и пожелания на сей счет? Тёмочка ваш обмолвился, что хочет свадьбу играть в городе, в кафе.
Алла Борисовна оглянулась по сторонам и вжав голову в плечи, сдвинулась за столом, ближе к выходу.
-Как молодые хотят, так пусть и играют, эту свою свадьбу. Я в их дела вмешиваться не стану!
Гости растерянно переглянулись между собою.
Мария Федоровна шумно вдохнула в себя воздух и мысленно удивилась толстокожести будущей сватьи.
-Так! Подождите! Я еще раз повторюсь: ваш сын и наша дочь намерены делать свадьбу. Времени у них остается в обрез. Наша Галя в положении, затягивать со свадьбой нельзя. Девочка и так вся на нервах, не ест толком, не спит, глаза на мокром месте. Не куплены ни кольца, ни платье..
-Я что-ли, должна купить вам платье? - выразительно взглянула на гостью хозяйка квартиры.
-Причем здесь платье?! - начала терять терпение мать "невесты". Ее лицо покраснело от натуги. - Что вы все переиначиваете!
-Позвольте! - придвинув к себе тарелку с колбасой, возмутился Глеб Тарасович, - А вы что, помогать сыну со свадьбой не собираетесь? Дело то ведь затратное! Откуда у студентиков финансы? Молодым помочь надо!
-Ну так, если финансы поют романсы, о какой свадьбе может идти речь? - развела руками Алла Борисовна. - Сами без нас жениться надумали, сами пусть и решают, каким образом это делать! Я к вам вашу Галю сватать не приходила! По мне - так пускай сначала гражданским браком поживут: присмотрятся друг к другу, поймут, нужно ли им оформлять свои отношения, не нужно.. А то сегодня женятся, завтра - разводятся, одни расходы на эту молодежь!
Дальше спокойно слушать речи хозяйки дома Мария Федоровна не могла: нос ее распух на глазах, губы задрожали, слезы нежданные из глаз потекли.
-Да как так-то? Что вы такое говорите? Мы нашу девочку только со свадьбой отдавать собирались! Она у нас умница-красавица, со своим приданым, с квартирой и с хорошим будущим!
Глеб Тарасович отбросил от себя шкурку от колбасы и недовольно цыкнул на жену:
-Не торгуйся, мать? От-ставить реветь!
-Что же ваша умница поперед свадьбы забеременела-то от вчерашнего школьника, не пойму? Некогда моему сыну в семью играть, он учиться должен, профессию получать! Все остальное - вторично! Я тоже между-прочим, для своего единственного сына, не такое будущее представляла!
А что касаемо свадьбы - так я против любых пьянок-гулянок! Напрасная трата денег! Нынче свадьбу играть - дорого, - придвинув к себе торт, продолжала нагнетать обстановку Алла Борисовна, - Что хорошего в этих свадьбах? Придут гости, напьют-наедят на пять тысяч каждый, а подарят комплект ситцевого белья или одеяло за 450 рублей.
Пока кредит за это мероприятие выплатишь, пара обычно уже на развод подает. Что мешает вашей девочке просто расписаться с моим Тёмой? Хотите мужа вашей Гале - забирайте Тёму, я не против! - нагло заявила женщина, - Но траты на гуляния на себя взваливать не стану!
Гости неодобрительно загудели и дружно встали из-за стола.
-Знаете что? Так не делается! Черт с вами! Мы-то свадьбу сыграем, - со слезами на глазах проревела униженная женщина, - Но ни на какую дружбу между нами в таком случае не рассчитывайте!
-Дочь, зачем тебе муж, а? Тёма твой - тунеядец, каких поискать. Целыми днями где-то шляется, ничего делать не умеет. Ну вот какой от него толк? - напевала под ухом дочери Мария Федоровна.
Бабушка Нонна поддакивала ей, качая в такт своей седой головой.
-От "мужей" одни проблемы.
-Он отец моего ребенка, - принялась отстаивать свое законное право выйти замуж, Галя.
-Да какой-же из него - "отец"? Он сам у тебя - как дитё малое, - удивилась мать. - Носится с дружками по гаражам, драндулеты какие-то на гайки раскручивает! Чему он ребенка сможет научить?
-Мама! Бабушка! Все девушки рано или поздно выходят замуж. Вот и мой черед пришел..
-Ты еще не знаешь, каково это замужем жить! - с пеной у рта возразила Гале мать, - С утра рано вставать, детей, мужа - будить-кормить-одевать! Мужики, они же как котята слепые, даже носки в доме найти не в состоянии, все им принеси-подай!
Все свои вечера у плиты простаиваешь, а в выходные - в самую настоящую рабыню превращаешься! Носишься как угорелая: раковины, ванну, унитаз - чистишь, грязное белье перестирываешь, пол моешь, мужу рубашки наглаживаешь, а в перерывах между всем этим безобразием: обед готовишь, с ребенком водишься, мужа кормишь, после них грязную посуду моешь...
Да там работы нескончаемой - выши крыши! Зато он у тебя - лежит у телевизора и диван давит! Красавец!
Тебе это надо, Галь? Ничего хорошего там, замужем - нет, это я тебе на собственном горьком опыте говорю!
-Постареешь раньше времени! - вставила свои пять копеек и бабушка, - Красоту растеряешь, а он, окаянный, думаешь, твои борщи и рубашки ценить будет? А вот и нет! Пока ты отрожавшись, фигуру свою, да годы терять будешь, он у тебя на свистулек молоденьких-свеженьких поглядывать начнет! Проходили - знаем! Все они, мужики, одинаковые!
Галя удивилась неожиданному напору близких родственниц.
-То есть сами замужем побывали, а мне, значит, запрещаете? - поразилась она, глядя на мать с бабушкой.
-Запрещаем! Не дадим тебе себя загубить!- четко отрапортировала мать. - Мы тут семейным советом посовещались и вот что решили: Тёма твой свою миссию выполнил: потомство свое воспроизвел, более он нам не нужен! Ребенка воспитаем-вырастим, на ноги поставим, квартира у тебя есть, всей семьей помогать тебе - будем! Избавляться надо от ненужного балласта!
Галя вскочила и схватила сумку. Покидала в нее свои документы, вытрясла внутрь сумки свою копилку и направилась к двери.
-Галя, ты куда? - строго спросила мать.
-Ухожу я от вас. Я лучше под мостом буду жить, зато - с Тёмой! - дерзко выкрикнула девушка.
Обе женщины тут-же вскочили со своих мест и помчались к двери. Бабушка Нонна закрыла своим телом дверь, крикнув:
-Не пущу!
Мать, Мария Федоровна, принялась рыдать, смачивая слезами кофточку дочери.
-Ладно, ладно! Будет тебе свадьба, будет!
***
-Чтобы родная дочь, от так, с ножом у горла, с нас свадьбу требовала? - подавленно произнес Галин отец, занюхивая соленым огурцом послевкусие самопального напитка.
Он сидел грустный-прегрустный, за столом на кухоньке. Лицо его заросло щетиной, полосатая майка была измазана соусом "кильки в томате". Казалось, что на голове его стало еще больше седых волос.
-Хватит пить! Что люди скажут? - вытирая кухонным полотенцем слезы, попросила его жена.
-Да как не пить-то? - стукнул кулаком по столу мужчина. - Не было печали, пока дочь замуж не собралась! И за кого? Не хочу я такого зятя, и сватов таких - не хочу! - рявкнул он.
-А дети ить не спрашивают, - провыла тоненьким голосом рядом жена. - Не будет по-Галиному - лишимся дочери!
-Ай, надо было тебе Машка, еще четверых в свое время рожать! - грустно произнес мужчина, глядя в зашторенное окно. - Коль были бы у Галки братья-сестры, не выделывалась бы как сейчас - пригрозили бы, что наследства лишим, мигом шелковая стала бы! Не реви! Будет свадьба. Сами сделаем, сами потом над зятем командовать станем! Понятно?