Для чего перекопали Ленинский проспект?

На одной из "правительственных" магистралей Москвы развернулся полнейший "дестрой", ДепСтрой и метрострой. Разбираемся, что и где строится, и когда проспект и прилегающие улицы будут восстановлены в прежних границах.

Всего непосредственно на основном ходе Ленинского проспекта строится две станции - обе эти станции принадлежат будущей Троицкой линии. Первая из них расположилась между улицами Новаторов и Кравченко - это станция «Новаторская» (проектное название «Улица Новаторов»). Площадка второй, ее соседки - станции «Улица Строителей» (последний вариант названия - «Вавиловская») - находится на пересечении Ленинского и Ломоносовского проспектов.

Обе эти станции находятся в разной степени готовности. Это обусловлено тем, что линия будет запускаться в несколько этапов: на первом этапе будет открыт участок от «Новаторской» до «Славянского мира», на втором - до «Коммунарки», третьей очередью будет запущено движение от «Новаторской» до «Севастопольского Проспекта» («Крымской») и последним станет отрезок до Троицка. Начнем повествование с более готовой станции.

«Новаторская» (проектное название «Улица Новаторов»)

Строящаяся станция Троицкой (Коммунарской) линии, будет иметь пересадку на одноименную станцию Большой Кольцевой линии. Предвосхищая вопросы о смене названия, отметим, что оно связано с желанием города максимально минимизировать названия станций и сделать их наиболее лаконичными, в том числе убрав из наименований топонимические определения, наподобие "улица", "проспект" и т.д.

Так будет выглядеть станция:

Потолок станции «Улица Новаторов» будет выполнен из алюминиевых панелей разного формата, имеющих шлифованную поверхность. Кессоны создадут более камерную и уютную атмосферу на станции, кроме того, в углублениях спрячут светильники. Путевые стены в верхней части будут поддерживать рисунок потолка, некоторые элементы расположатся в глубине, их выкрасят в оранжевый цвет. А нижнюю часть полностью облицуют перфорированными элементами высотой 1,2 метра того же оттенка.

А вот один из концептов, который сочли слишком смелым:

Общая протяженность строительной площадки - более 800 метров. Площадка поделена на 3 сегмента: станция (ближе в кадре), камера съездов (место с несимметричной конфигурацией котлована напротив высотного дома) и тупики для оборота поездов за станцией (напомним, на первом этапе эта станция будет конечной).

Взгляд с обратной стороны (из центра в сторону области):

Позже всего начались работы по оборотным тупикам за станцией - здесь будут оборачиваться все поезда Троицкой линии за станцией, пока «Новаторская» будет конечной и не продлится дальше в центр.

Сразу отметим сложную конфигурацию тупиков. Вместо изначально запланированного одного тупика посередине между перегонными тоннелями до «Улицы Строителей» здесь справа от главного пути будет еще один, ближе к жилым домам. Это связано с тем, что здесь могут оборачиваться также и поезда Большой Кольцевой линии, у которой должен был быть свой тупик под улицей Удальцова, но из-за многочисленных протестов местных жителей, не желающих видеть котлован под своими окнами и жертвовать большим количеством деревьев, тупик пришлось переместить сюда - прямо под окна другим жителям.

Итак, слева расположится оборотный тупик для поездов Большой Кольцевой линии, правее - тоннель, по которому поезда Троицкой линии от «Новаторской» будут следовать до «Вавиловской». Еще правее - оборотный тупик на 1 состав для поездов Троицкой линии. Красным справа обозначен перегонный тоннель из центра (по нему на станцию будут приходить поезда со стороны «Вавиловской») - по нему работы не ведутся, так как он будет строиться не в открытом котловане, а проходиться проходческим щитом.

Начинаем наш осмотр от станции «Новаторская» (она за спиной) в сторону станции «Вавиловская» («Улица Строителей»). Стена в грунте (ограждение котлована) выполнена в полном объеме. В южной части котлована залит лоток, в центральной - продолжается выемка грунта, а в северной (самой дальней от нас) - работы по разработке котлована еще не начаты, готова стена в грунте демонтажной камеры для ТПМК компании "ТИС", который будут вести проходку одного из двух тоннелей от «Улицы Строителей».

Улица Академика Пилюгина пока разрывает площадку - просто так нельзя отрезать связку этой улицы с проспектом, поэтому раскрываться котлован здесь будет захватками, а движение переноситься, соответственно, на засыпанную готовую часть тоннелей.

Вид на котлован из дома 95 по Ленинскому проспекту. Взгляд в сторону центра (станции «Вавиловская»).

И в сторону станции:

Движемся от оборотных тупиков, от центра в сторону области на вторую часть площадки - камеру съездов.

Здесь ведется разработка котлована камеры съездов в оборотные тупики:

Проще говоря, здесь буду стрелки для съезда между путями и в оборотные тупики (фото приведено в качестве примера).

Отросток справа - место примыкания ССВ (служебной соединительной ветви), по которой поезда с БКЛ смогут попадать на Троицкую линию. Выступ слева - демонтажная камера для ТПМК, который будет проходить правый перегонный тоннель от станции «Вавиловская» («Улица Строителей») до станции «Новаторская».

Вид в сторону станции.

Далее начинается уже сама станция (третий участок). Станция имеет несколько уровней - на нижнем платформа станции, а над ней - уровень технических помещений и пассажирских вестибюлей.

А вот отстающая часть котлована. Дело в том, что соединению двух частей котлована мешает проезд к школьной территории и просто так отрезать единственную связь территории социальных учреждений с вешним миром (в данном случае, с Ленинским проспектом) - нельзя. Поэтому данная дорога временно перенесена на уже готовый засыпанный участок, а в месте, где она была ранее ведется раскрытие котлован для последующего возведения основных конструкций станции.

Над остальной частью платформы ней уже готово верхнее перекрытие и ведется обратная засыпка непосредственно над платформой станции:

Перпендикулярно котловану станции Троицкой линии строится станция Большой Кольцевой, которая откроется до конца этого года. Здесь, у "перекрестья", расположится общий вестибюль двух линий - БКЛ и Троицкой. Он также начал строиться и откроется вместе со станцией Троицкой линии:

Пересечение станций Большой Кольцевой (ниже) и Троицкой (выше) линий. Здесь скрывается и пересадочный "г-образный" коридорчик между станциями Троицкой линии и БКЛ.

Для любителей схем и чертежей. Все, что отмечено синим цветом - относится к станции Троицкой линии, черным - к БКЛ.

Кусочек "в черном" у проспекта справа - демонтажная камера для ТПМК, в которой китайские щиты завершили проходку от «Проспекта Вернадского» БКЛ, Монолитеные работы завыершены, верхнее перекрытие участка монолитных перегонных тоннелей готово и загидроизолировано.

Северный торец в сторону станции «Университет Дружбы Народов». Демонтаж двух ТПМК (тоннелепроходческих щитов), пришедших в котлован от «Университета Дружбы Народов», полностью завершен. Слева - выход в город как раз из совмещенного вестибюля БКЛ и Троицкой линии, о котором говорилось выше.

А вот как выглядел торец котлована несколькими месяцами ранее:

26 января. Две красавицы - немка Herrenknecht S-736 "Светлана" и американка Robbins EPB-2015-371 "Елена" - ожидают демонтажа в котловане станции «Новаторская» Троицкой линии. Сейчас щиты уже демонтированы и вывезены с площадки.Февраль 2021 г.

Видео окончания проходки одного из тоннелей. 13 января этого года завершилась проходка шестого тоннеля на Троицкой линии метро. ТПМК "Елена" EPB-371 проложил левый перегонный тоннель протяженностью 2772 метра от станции «Университет Дружбы Народов» до станции «Новаторская» за 1 год и 2 недели на глубине от 17 до 30 метров:

Так выглядит платформа станции изнутри:

Лестница выхода в город будет располагаться в центре зала (а пересадка на Большую Кольцевую линию - в торце станции).

Запуск этой станции вместе с первым участком Троицкой линии до «Славянского мира» намечен на конец 2022 - начало 2023 года. А значит, строительные работы и все связанные с ними дорожные ограничения здесь продлятся, как минимум, до осени 2022 года.

Больше фотографий с обзором площадки данной станции Вы можете посмотреть здесь.

«Вавиловская» (проектное название «Улица Строителей»)

Перемещаемся на 2 км в сторону центра на стройплощадку следующей станции Троицкой линии. Станция расположится недалеко от перекрестка Ленинского и Ломоносовского проспектов. Будет иметь 2 вестибюля с выходами из каждого на обе стороны Ленинского проспекта к жилой и общественной застройке, остановкам наземного пассажирского транспорта.

Инфографика Форума Новой Москвы.

Визуализация будущей станции:

Станцию украсят колонны-«галочки» с яркими желтыми вставками. Это смелое современное решение, кроме того, отсылка к строительным креплениям. Такие можно увидеть, например, на подъемных кранах. Наклонная облицовка колонн ярко-желтого цвета с мощной центральной балкой и крупными элементами подвесного потолка будет образовывать резко очерченное пространство. Путевые стены и пол облицуют белым мрамором и черным гранитом.

Проект, честно говоря, несколько абстрактный. Мы предлагали более "живой" вариант со своей изюминкой, тематически отражающий название станции:

Работы по строительству здесь только начались. До этого более года основным работам предшествовали подготовительные - вынос многочисленных коммуникаций и перенос движения Ленинского проспекта на объездные дороги. Работы осложнялись статусом трассы. Наконец, движение перенесено и можно начинать работы по огораживанию площадки:

Вначале мая площадка уже обрела свои границы. На фото - южный торец северной площадки (чуть позже с юга появится ещё одна площадка, перекресток с улицей Панферова обязывает строить станцию несколькими захватками) и первый установленный инфощит. Для организации стройплощадки строители немного передвинули створ улицы Панферова:

Для организации стройплощадки строители немного передвинули створ улицы Панферова:

Вид на площадку со стороны дублера Ленинского Проспекта в сторону центра:

Северный торец северной площадки. Здесь будет установлен ещё один инфощит:

Вид на площадку со стороны нового створа основного хода Ленинского Проспекта:

Место для остановки общественного транспорта в сторону центра нашлось только в выгородке:

За забором стройплощадки пока что ничего особенного не происходит, деревья - не вырублены, буровые установки - отсутствуют. Напоминаем, в связи со сложной геологической обстановкой, ограждающие конструкции котлована станции здесь будут сооружаться при помощи буросекущих свай (аналогично «Сокольникам» БКЛ и «Академической» Троицкой линии).

Во второй половине мая началась вырубка зеленых насаждений на месте будущей площадки. Работы проводит ООО «Кипарис» строго в соответствии с порубочным билетом. По окончании строительства станции должно быть выполнено компенсационное озеленение, иногда этот процесс растягивается на несколько месяцев после открытия станции.

Масштабы вырубки (даты СМР неактуальны).

На огороженной части площадки ждут своего "звездного часа" буровые установки для устройства стены в грунте - именно с их помощью сооружаются стены из свай, ограждающих будущий котлован для его последующего раскрытия:

Здесь пройдет объездная дорога основного хода Ленинского проспекта. Вид в центр:

Соответственно, ведется и перенос дублера ближе к домам. Вид в центр:

Вид на освоение новой площадки метростроя сверху. В ближайшее время здесь закипит работа:

Фото от местных жителей.

А так выглядит уже "зачищенная" территория в границах стройплощадки сейчас:

Дабы не нарушать покой местных жителей на период строительства (напомним, начальный этап строительства, первые несколько месяцев - устройства стен котлована - самый громкий, затем все основные работы ведется под землей и они уже не столь шумные), бесплатно меняют окна, выходящие на проспект на трехкамерные стеклопакеты:

Но ждать местным жителям станцию в пешей доступности еще долго - от начала возведения стены в грунте до сдачи объекта в эксплуатацию в среднем проходит 3 года, так что еще придется помучиться на вечно стоящем в пробках Ломоносовском до станций метро «Университет» и «Профсоюзная» :(

Информационный щит на площадке (паспорт объекта).

Окончания всех строительных работ здесь стоит ожидать не ранее декабря 2023 года. Сдача объекта в эксплуатацию намечена на 2024 год.

Надеемся, Вы узнали много нового о том, что именно и с какой целью строится на Ленинском проспекте. Спасибо за внимание!

Больше всевозможной информации и новостей о развитии Московского метрополитена можно найти здесь: https://vk.com/razvitie_metro_msk

Больше интересных статей здесь: Стройка.

Источник статьи: Для чего перекопали Ленинский проспект?.