Мы продолжаем освещение процесса строительства метро чуть шире и подробнее, нежели официальные источники. В этом выпуске нашего ежемесячного дайджеста мы расскажем об основных новостях метростроения Москвы за два последних весенних месяца 2021 года.
По вашим многочисленным просьбам, наш дайджест меняет формат из полноценной летописи на обзор ключевых, на наш взгляд, событий за определенный период.
Апрель 2021 года
1 апреля открылись 2 новые станции на западе Большой Кольцевой линии - «Народное Ополчение» и «Мнëвники».
Наш большой репортаж и первые впечатления о станциях:
«Народное Ополчение»
«Мнëвники»
Полная версия схемы развития московского метро со всеми изменениями: https://vk.com/wall-150643822_153697
Большая Кольцевая линия, Восточный участок
- Началась проходка последнего двухпутного тоннеля БКЛ – «Печатники» - «Корабельная» (проектн. «Нагатинский Затон»).
В связи с началом этой проходки, на Люблинско-Дмитровской линии практически на месяц было перекрыто движение поездов от «Волжской» до «Дубровки» Люблинско-Дмитровской линии.
- Весьма результативно велась проходка двухпутного перегонного тоннеля «Корабельная» - «Кленовый Бульвар». На 20 апреля тоннелепроходческий комплекс (ТПМК) S-956 „Лилия“ под управлением наших китайских партнеров "CRCC RUS" прошла 362 из 1225 метров (30℅).
Неожиданно... Бирюлëвская линия:
- ТПМК S-736 „Светлана“ доставлен на площадку станции «Кленовый Бульвар» Бирюлëвской линии. Щиту предстоит пройти один из тоннелей до станции «Батюнино» (проектн. «Курьяново»).
Большая Кольцевая линия, Западный участок:
- Началась подготовка к строительству электродепо «Аминьевское» - на стройплощадке установлен забор и установлен инфощит.
- Приступили к строительству одной из служебно-соединительных ветвей к перспективному электродепо «Аминьевское» - в непосредственной близости от камеры съездов станционного комплекса «Давыдково» вновь работают буровые установки.
- Для строительства ССВ №3 (служебной соединительной ветви в депо для захода и выхода составов с южной стороны, от станции «Аминьевская» БКЛ) в перспективное электродепо «Аминьевское», на площадку демонтажно-переходной камеры перегона «Аминьевская» - «Давыдково» доставлен ТПМК „Эсмина“ Robbins.
Троицкая линия, Пусковой участок (напомним, первым будет запущен участок линии от станции «Новаторская» до станции «Тютчевская» («Славянский мир»):
- Завершена проходка обоих перегонных тоннелей «Университет Дружбы Народов» - «Самбо-70»/«Ершовская» (проектн. «Улица Генерала Тюленева»).
Троицкая линия, Второй пусковой комплекс («Мамыри» - «Коммунарка»):
- Скорректирована трасса служебно-соединительной ветви в электродепо «Столбово» (Сокольническая линия).
Съезд из проектируемого депо на Троицкую линию пройдет по первому варианту (соединительная ветка 1). Она пройдет вдоль трассы "Солнцево-Бутово-Варшавское шоссе") и будет проходиться щитом:
К строительству участка Троицкой линии от «Коммунарки» до «Троицка» могут приступить уже в этом году
Сейчас мы занимаемся проектированием, уточнением технических решений для проектирования от административно-делового центра в Коммунарке непосредственно до Троицка. Я думаю, что мы в течение ближайших недель завершим основные согласования и уже приступим к финальному проектированию участка от Коммунарки до самого Троицка. Основные решения, трассировка и коридор прохождения приняты, но, тем не менее, требуется увязка других вещей, связанных с инженерными коммуникациями. Троицкая линия - большой проект, мы его активно реализуем в северной его части, думаю, что в этом году приступим активно к южной части», - сказал Бочкарев.
Солнцевская линия и МЦД-4:
- На площадку станции «Пыхтино» прибыл ТПМК S-218 „Наталия“. Щиту предстоит проходка левого перегонного тоннеля до тупиков за действующей конечной – «Рассказовки».
- На Киевском направлении МЖД состоялся ввод в эксплуатацию полностью обновленной станции «Внуково» перспективного четвёртого диаметра «Апрелевка» - «Железнодорожный».
Рублëво-Архангельская линия:
- ТПМК NFM „Натали“ практически готов к старту проходки правого перегонного тоннеля от станции «Народное Ополчение» (проектн. «Проспект Маршала Жукова») –> транзитом через будущую станцию «Звенигородская» (проектн. «Пресня») –> до камеры съездов (задела) соединительной ветви на перегоне «Шелепиха» - «Хорошëвская». Напомним, с запуском Рублево-Архангельской линии действующий перегон БКЛ «Деловой Центр» - «Шелепиха» перейдет в состав этой линии, а перегон «Шелепиха» - «Хорошëвская» будет закрыт для пассажирского движения.
Люблинско-Дмитровская линия:
- Приступили к обустройству стены в грунте для котлована оборотных тупиков за станцией «Физтех» (проектн. «Посëлок Северный»).
Строительство любой станции начинается с сооружения стены в грунте - ограждения (стенок) будущего котлована. Мы запечатлели процесс погружения первого арматурного каркаса стены в грунте в траншею. После его зальют бетоном и получится полноценная стена, сдерживающая давление грунта извне, которая и позволит раскрыть котлован:
На Замоскворецкой линии Введён в эксплуатацию второй корпус электродепо ТЧ-2 «Сокол».
Ввод данного депо позволил вывести из эксплуатации другое депо - ТЧ-7 «Замоскворецкое» (обслуживало Каховскую и Замоскворецкую линии), которое, в свою очередь, после переустройства веера и обновления самого корпуса будет обслуживать Большую Кольцевую линию.
Началось активное строительство электродепо «Южное» («Братеево-2») Замоскворецкой линии.
Идëт устройство свайного поля фундамента основания.
Острый вопрос о необходимости строительства этого большого корпуса связан с закрытием на реконструкцию ТЧ «Замоскворецкое» и последующей передачей последнего в состав Большой Кольцевой линии. Поскольку разместить все составы Замоскворецкой линии только лишь в новом корпусе «Сокола», который по своей вместимости и так сильно проигрывает мощному «Замоскворецкому», невозможно - поэтому часть составов будет пока вынуждена ночевать на линии. Новое депо призвано спасти эту ситуацию и подарить полноценное место для "ночлега" и обслуживания составам.
Май 2021 года
Утвержден проект продления Арбатско-Покровской линии метро в район Гольяново
Новая конечная станция «Гольяново» будет размещена в жилой зоне района на пересечении Уссурийской и Сахалинской улиц
Участок метро от станции «Щелковская» до станции «Гольяново» длиной 2,6 км будет проложен в створе Уральской и Уссурийской улиц, что исключает его негативное влияние на прилегающую застройку. Новая конечная станция «Гольяново» будет размещена в жилой зоне района на пересечении Уссурийской и Сахалинской улиц.
Завершено проектирование Бирюлёвской линии метро Об этом сообщил заместитель мэра Москвы по вопросам градостроительной политики и строительства Андрей Бочкарёв. "Чтобы метро как можно быстрее пришло в те районы, где его так ждут, специалисты трудятся круглосуточно, в несколько смен", - заявил он.
Андрей Бочкарев поставил задачу завершить работы на всем участке БКЛ из 10 станций от «Каховской» до «Мнёвников» к сентябрю этого года.
Необходимо предусмотреть план мероприятий, обеспечивающих полный цикл подвижного состава на участке БКЛ с графиком движения 36 пар в час. Заключение о Соответствии (ЗОС) по всем перечисленным объектам столичные метростроители должны получить уже 15 августа, а Разрешение на Ввод (РВ) - 25 августа.
Схема со всеми изменениями за прошедший месяц: https://vk.com/wall-150643822_159286
Пусковые Южный и Юго-Западный участки Большой кольцевой линии:
- Завершена проходка двухпутной части перегона «Давыдково» - «Аминьевская».
- Вторая новая соединительная ветвь из электродепо «Замоскворецкое» пройдена на 30℅.
- Завершено раскрытие котлована камер съездов на новые соединительные ветви в электродепо «Замоскворецкое».
- Завершены работы на двух площадках притоннельных сооружений перегона «Каховская» - «Зюзино».
- Завершаются монолитные работы по притоннельному сооружению на перегоне «Новаторская» - «Проспект Вернадского».
Троицкая линия. Участок «Новаторская» - «Крымская».
- На стройплощадке станции «Вавиловская» («Улица Строителей»).
Обратите внимание: Промзоны Москвы: то, что мертво, умереть не может.
приступили к сооружению ограждающих конструкций котлована станции в границах монтажно-щитовой камеры для щитов в сторону «Академической».- Началось освоение площадки притоннельного сооружения „вентшахта“ перегона «Вавиловская» - «Академическая».
Запоминающийся выход "петербурженки" по имени "Надежда", завершившей проходку двухпутной части перегона «Давыдково» - «Аминьевская»:
Наша большая экскурсия по станции «Зюзино» в двух частях:
То, что увидят пассажиры: https://zen.me/exCW6xx2
То, что не увидят пассажиры: https://zen.me/2kdnE2x1
Пусковой Западный участок Большой Кольцевой линии:
- Завершена укладка верхнего строения пути (ВСП) по одному из путей двухпутного перегонного тоннеля «Терехово» - «Кунцевская».
Рублëво-Архангельская линия:
- Началась проходка первого перегонного тоннеля «Народное Ополчение» (проектное название «Проспект Маршала Жукова») - «Звенигородская» - «Шелепиха» (обозначен желтым на схеме).
- Приступили к освоению площадок станций «Рублëво-Архангельское» и «Ильинская».
- На станции «Терехово», первой из 6 пусковых Западного и Юго-Западного участков, начали монтировать освещение. Смонтированы первые светильники в вестибюле и на платформах:
На платформе ведется монтаж плит из нового для московского метро материала - фибробетона, также начали монтаж плит из этого же материала и на колоннах:
Впервые в столичной подземке буквы с названием станции на платформе будут выполнены из дерева, а точнее - из дуба:
Наша большая прогулка по этой станции в двух частях:
Наземная часть: https://zen.me/YPQsExx1
Подземная часть: https://zen.me/1ldX7Qx3
Интересный старт щита на станции «Народное Ополчение» (проект. «Проспект Маршала Жукова») Рублëво-Архангельской (персп. Бирюлëвско-Рублëвской) линии:
Вокруг ТПМК NFM 1331/342/0920 "Натали" возведен "куб" - дополнительный пригруз при старте щита. Такое решение связано с неблагоприятными гидрогеологическими условиями данной местности. Ложе для щита, который будет вести проходку соседнего правого тоннеля также уже готово, хотя самого ТПМК на площадке пока не наблюдается.
Восточный участок Большой кольцевой линии:
- Началась проходка первого из двух небольших однопутных тоннеля однопутной части перегона «Каширская» - «Кленовый Бульвар». На 31 мая щит преодолел 45 из 477 метров.
- Обновлены данные по проходкам перегонов «Печатники» - «Корабельная» и «Корабельная» - «Кленовый Бульвар» (в конце месяца щит встал на регламентные работы и на сегодняшний день проходка не возобновилась).
- Завершено раскрытие котлована притоннельного сооружения на перегоне «Нижегородская» - «Текстильщики».
- С 13 мая участок «Волжская» - «Дубровка» Люблинско-Дмитровской линии вновь открыт для пассажиров.
Северо-Восточный участок Большой Кольцевой и МЦД D2/D4:
- На «Марьиной Роще» завершена переборка боковых станционных тоннелей, приступили к раскрытию между центральным залом и боковыми станционными тоннелями.
- [МЦД] Началось строительство остановочного пункта «Серп и Молот» (D2/D4).
- [МЦД] На перегоне «Каланчевская» - «Курская» движение поездов по D2 переброшено на новый путь (временно будет использоваться в реверсивном режиме), старые пути выведены из эксплуатации.
- [МЦД] На «Каланчевской» открыта новая постоянная платформа для D2.
Основные конструкции станции БКЛ «Рижская» готовы на 80%
«Сейчас временную железобетонную обделку тоннелей диаметром 6 метров меняют на постоянную – из чугунных тюбингов диаметром 8,5 метра. Переборка, то есть расширение, правого станционного тоннеля находится на завершающей стадии – выполнено 250 из 258 колец. Переборка левого тоннеля ведется с двух сторон: со стороны станции «Сокольники» уложено 97 колец из 170, а со стороны «Марьиной Рощи» выполнено 87 из 88 колец. Переборку тоннелей планируется завершить к середине лета», – сообщил Генеральный директор АО «Мосинжпроект» Юрий Кравцов.
Он добавил, что после этого строители приступят к раскрытию проемов и возведению платформенных участков станции «Рижская».
Люблинско-Дмитровская линия:
- Обновлены данные по проходкам перегонных тоннелей от «Яхромской» до «Лианозово» и от «Лианозово» до «Физтеха».
- Начались работы по строительству стены в грунте станции «Физтех» («Посёлок Северный»).
Солнцевская линия:
- Началась проходка сразу двух перегонных тоннелей от «Пыхтино» до «Рассказовки». 14 мая стартовал ТПМК "Наталия", а ТПМК "Роза", идущий по параллельному правому тоннелю, был запущен несколько ранее и к середине мая уже успел преодолеть около 300 метров. Правда, демонтажная камера за «Рассказовкой» только-только начала строиться, но будем надеяться, что ее успеют соорудить до прихода щитов и это не повлечет задержки при проходке.
- Приступили к сооружение основных конструкций платформы станции «Внуково»:
Схема строительных работ на площадке станции.Троицкая линия:
- Обновлены данные по проходке правого тоннеля от «Мамырей» до «Бачуринской».
- Ведется строительство наземного вестибюля на станции «Тютчевская» (проектн. «Славянский Мир»):
Определены предварительные подрядные организации строительства новых линий и участков. Ознакомиться с "раскладом сил" можно здесь.
Китайская корпорация "CRCC RUS" больше не будет принимать участие в строительстве #мосметро Отправка специалистов и оборудования на родину состоится после окончания строительных работ на небольшом участке Троицкой линии. Также работа в Москве может завершиться и для петербургского "Метростроя", но пока вопрос продолжения их работы у нас открытый.
Увеличены расходы на строительство поликлиник и метро
Президиум правительства Москвы рассмотрел проект закона о внесении изменений в городской бюджет на 2021 год. По итогам заседания мэр столицы Сергей Собянин внес его в Мосгордуму. Принятые Думой поправки касаются основных характеристик бюджета Москвы на 2021 год – его доходная и расходная части увеличиваются на 191,3 млрд рублей. Таким образом, доходы бюджета в этом году составят 2,834 трлн рублей, расходы – 3,334 трлн рублей. Планируемый дефицит в текущем году остается неизменным – 510 млрд рублей, передает портал mos.ru.
Дополнительные средства будут направлены на строительство новых линий - Рублево-Архангельской, Бирюлёвской и Троицкой.
В заключение, визуально оценим готовность электродепо «Нижегородское», которое станет 21-ым депо Московского метрополитена и будет обслуживать Большую Кольцевую линию:
Депо сравнительно небольшое - отстойно-ремонтный корпус будет иметь всего 15-16 полноценных канав для 8-вагонных составов:
Таким были апрель и май 2021 года в истории столичного метростроения. Спасибо за внимание!
Ссылки на источники всех использованных материалов, а также больше новостей о развитии Московского метрополитена можно найти здесь: https://vk.com/razvitie_metro_msk
Больше интересных статей здесь: Стройка.
Источник статьи: Метроновости Москвы за апрель и май 2021г. .