Постройка Метро как пропаганда государства и способ разговора с народом. Исторические зарисовки


Когда я спускаюсь в метро, то словно соприкасаюсь с мыслями прошлого и осознанием того, как вся эта привычная роскошь строилась, чтобы любой человек из Бутово мог добраться до Выхино и обратно. Сталин хотел, чтобы советский народ ощущал монументальность и силу через подземелье, а ещё одна задача была — создать впечатление, что люди находятся в роскошном замке с историческими посланиями из прошлого. И важной задачей для архитекторов было убрать ощущение подземелья и создать настроение дворца.
Поэтому по станциям метрополитена можно бесконечно гулять с отвисшей от восторга челюстью.

Проектировать Московский метрополитен начали в начале 30-х годов. Понятное дело, что сталинское метро — это и роскошь и идеология в одном флаконе. И по началу два направления архитектуры сражались за право строить: это конструктивисты и неоклассики. Так вот, ещё в 20-е годы в стране существовало много группировок архитекторов, художников, которые свободно выражали свои чувства и конкурировали. И вот власть решает, что пора начать перестройку в идеологии и искусстве. Началась "чистка" художественных организаций.

Фото взято из открытых источников.

Явление госзаказа

В 1932 году выходит постановление о перестройке художественных объединений. Группировки распускались, организовывались единые союзы архитекторов, художников, композиторов и писателей. Единые союзы были весьма удобны для власти: так было легче диктовать свою волю в архитектурном стиле. А когда группировок слишком много, приходится с каждым говорить отдельно, применять схемы и конкурсы, что напрягало. Поэтому власть открыто заявила о том, какой именно проект нужен, что можно запретить или поощрить.

Единый стиль в разработке архитектуры в метро к тому времени еще не был выработан, но власть ясно давала понять, что их интересует именно неоклассика с пышным декором и капителями, в которые внесена советская эмблематика и исторические иллюстрации.

В июне 1931 года подписали постановление о строительстве московского метрополитена, сам архитектурный проект разрабатывали в 1934. Непосредственно архитекторы в метро были просто оформителями: им ставили задачи в виде конструктивных схем, а они уже продумывали, как их оформить. Изначально они не могли влиять на конструкцию самой станции, потому что на это влияли обстоятельства вокруг постройки, геологические данные и почвы плавунов. Непосредственно архитекторов подключали на финальном этапе.

Фото взято из открытых источников.

В первых первых построенных станциях можно видеть совместную работу архитекторов-конструктивистов и неоклассиков. Например, уникальное образное решение станции "Красные ворота", где соединились эти два стиля.

Обратите внимание: Постройка дома за сезон, возможно ли это?.

Вход в метро — это такая ракушка, которая заманивает пассажиров в подземелье, а внизу, под землей, станция оформлена в стиле неоклассицизма. Пилоны были облицованы красным мрамором, как раз в стиле тех колонн, которые находились на поверхности земли.

И, конечно, очень важной станцией была Комсомольская. Считалось, что это — въездные ворота для всего города. Сюда попадали и москвичи, и гости столицы. Колонны, ощущение дворца и простора. На станции лежала важная миссия — встречать и впечатлять. Ее построил архитектор Дмитрий Николаевич Чечулин. Не у всех станций была определенная задача, некоторым оставляли право быть просто транспортным сооружением, а не художественным произведением.

Станция Комсомольская. Фото взято из открытых источников.

С 1935 - 1938 годов началось строительство второй очереди метро. Борьба стилей в архитектуре уже была слишком очевидна, власть не принимала всё это упрощение от конструктивизма, поэтому вторая очередь станций была построена с большим количеством декора и элементов. Там использовали дорогостоящий материал: оникс, мрамор, родонит, фарфор и нержавеющую сталь. Кстати, мрамор уже использовали не только для облицовки стен, но для колонн и пола в том числе.

Маятник качнулся от чистого практицизма до увлечения дорогим декором. Это можно объяснить не только идеологией правящего государства, но и набирающим популярность стилем Ар-деко, который отличался подобным оформлением. Архитектору ставились задачи, как именно оформить станцию, и он предлагал решения. Чтобы пассажир, приехав в определённую точку, сразу мог понять, чему именно посвящена станция.

В следующих статьях расскажу про особенности строительства и другие интересные особенности метро прошлого. Делитесь в комментариях, интересна ли вам эта тема, или предлагайте свои.
#метрополитен #метро москвы #истоия архитектуры #архитектура москвы #интересные факты из жизни #строительство метро #московский метрополитен #архитектура ссср #новости москвы #образование в россии

Больше интересных статей здесь: Стройка.

Источник статьи: Постройка Метро как пропаганда государства и способ разговора с народом. Исторические зарисовки.