"Между первой и второй перерывчик небольшой" - именно так гласят строки знаменитой песни. Именно так можно охарактеризовать ситуацию с юбилеями электротранспорта г. Уфы.
Троллейбус запустили 27 января, а вот трамвай - 1 февраля. По рассказу одного из ветеранов МУЭТ, первоначально планировалось совместить дни запуска - 1 февраля. Но что-то пошло не так.
Но мы продолжим погружаться в истории ю электротранспорта по записям Олега Шалдина.
Не будем углубляться в 19 век, когда пошли первые идеи о трамвае.
Перейдём к
1936 г.
Начало строительства депо и первых путей.
1937 г.
Фото: Центральный госархив кинофотодокументов СССР1)Запуск трамвая 01.02.1937г.
1) линия по ул.Ленина между ул. Октябрьской Революции и ул. Пермская. Однопутный участок по ул. Революционная от ул. Ленина до ул. Кустарная
2) осенью построен второй путь по ул. Революционная и однопутная линия по ул. Революционная от ул. Кустарная до ул. Мингажева, по ул. Мингажева от ул. Революционная до Диагональной, по ул. Диагональной от ул. Мингажева до пл. Володарского
1938 г.
строительство второго пути от депо до площади Володарского, строительство однопутной линии с разъездами по проспекту Октября до района Госцирка.
Стоит отметить тот факт, что линия по будущему проспекту Октября проходила вдоль аэродрома. Была довольно интересная картина - трамваи и самолёты.
Фото: Нурлыгаян Хазиев1939 г.
1) строительство линии от ул. Пермская до Железнодорожного вокзала
2) строительство линии по проспекту Октября от района Госцирка до ул. Шота Руставели, по ул. Шота Руставели от проспекта Октября до ул. Адмирала Макарова.
Стоит отметить тот факт, что здесь было первое кольцо, в других местах были только тупики.
3) начато строительство линии до района будущего мясокомбината - по ул. Шота от ул. Адмирала Макарова до Уфимского шоссе, по Уфимскому шоссе от ул. Адмирала Макарова до ул. Трамвайной, по ул. Трамвайной от Уфимского шоссе (западный перекрёсток) до остановки "Стеклонит".
1941 - 1942 г.г
1) открыто кольцо на Верхнеторговой площади
2)лето 1941г. начато строительство второго пути по будущему проспекту Октября,построен второй путь до Бабушкина. Кольцо около ул. Бабушкина введено в 1942 г.
В конце 1942 г. приостановлено движение трамваев до Вокзала без демонтажа путей.
1943 г.
Однопутный участок от ул. Бабушкина до Мясокомбината стал двухпутным на всём протяжении. Официально открыта линии до Руставели до мясокомбината. Таким образом, вся сеть трамвая стала двухпутной.
1945 г.
демонтаж линии по ул. Шота Руставели и Уфимскому шоссе. Начало строительства линии по ул. Трамвайная. Это была первая демонтированная линия. Таким образом, получилось две законсервированные линии - линия на Вокзал и линия по Трамвайной (последняя была отрезана от основной сети.
1947 г.
Восстановлено движение трамваев до Вокзала.
1948 г.
Завершение строительства линии по проспекту Октября от ул. Шота Руставели до ул. Трамвайной, по ул. Трамвайной от проспекта Октября до перекрёстка с Уфимским шоссе (западный перекрёсток). Таким образом, вновь все линии использовались в маршрутном движении.
Олег Шалдин: Несмотря на то, что линия была готова ещё феврале, официально открыли её 30 апреля.
1949 г.
Начато строительство трамвайного депо им. С.И. Зорина. Площадку для него нашли за Типографией.
1950 г.
Начаты работы по строительству линии в район будущего Телецентра. Параллельно началось строительство трамвая в Черниковске - начали возводить трамвайное депо.
1952 г.
Открыта трамвайная линия по ул. Революционная от ул. Ленина до ул. Аксакова, по ул. Аксакова от ул. Революционная до ул. Свердлова.
Олег Шалдин: официальное открытие линии состоялось 05.11.1952 до на участке до ул. Коммунистическая
1953 г.
1) Открыто кольцо "Детский санаторий".
2) Открыто движение по ул. Свердлова от ул. Аксакова до ул. Султанова, по ул. Султанова вдоль домов № 1 и 3. Кольцо близ перекрёстка ул. Султанова и Пушкина получило название "Хлебзавод".
1954 г.
В Черниковске строительство трамвая вышло за пределы депо - начато строительство линии на нефтезаводы.
1956 г.
1) Открыто депо в Черниковске. Но тогда город Черниковск был уже упразднён. Поэтому депо получило номер и стало именоваться № 2.
2) открыто движение по линии от депо до Треста № 21 (по ул. Севастопольская от депо до ул. Дмитрия Донского, по ул. Дмитрия Донского от ул. Севастопольской до ул. Рыбакова, вдоль тупика железнодорожной станции "Бензин", по ул. Максима Горького от тупика до ул. Ульяновых, по ул. Ульяновых от ул. Максима Горького до ул. Кислородная, по ул. Кислородная, по ул. Юбилейной от ул. Кислородной до местного проезда, по местному проезду вдоль лампового завода, по ул. Грибоедова вдоль очистных сооружений, по Соединительному шоссе от очистных сооружений до ул. Строительной).
Таким образом, в городе впервые образуется две независимые сети.
1957 г.
Ввод в эксплуатацию линию от треста № 21 до НУНПЗ - по Соединительному шоссе, далее вдоль железной дороги до Бирского тракта.
1958 г.
1) открыт участок от Мясокомбината до ст. им. Гастелло (ул. Трамвайная от кольца до Индустриального шоссе, по Индустриальному шоссе от ул. Трамвайная до ул. Промышленная).
2) ввод в эксплуатацию линии по Бирскому тракту до кольца "Новоалександровка". (Фактически, это линия от южной до северной проходной НУНПЗ, но основной поток был из жителей пос. Новоалександровка.
3) ввод в эксплуатацию участка по ул. Максима Горького от ул. Ульяновых до ул. Мира, по ул. Мира от ул. Максима Горького до ул. Кольцевая, по ул. Кольцевая от ул. Мира до ул. Нежинская, по ул. Нежинская от ул. Кольцевая до ул.
Обратите внимание: Идеальный способ найти участок для строительства дома.
Маяковского, по ул. Маяковского от ул. Нежинская до ул. Шумавцова, по ул. Шумавцова от ул. Маяковского до ул. Александра Невского, по ул. Александра Невского от ул. Шумавцова до Шумавцовского моста, по Уфимскому шоссе от Шумавцовского моста до ул. Трамвайная (Восточный перекрёсток).Таким образом, северная и южная сеть соединились.
1959 г.
1) введено в эксплуатацию Трамвайное депо им, С. И. Зорина с кольцом перед депо. Одновременно закрыто старое депо и демонтировано кольцо на перекрёстке проспекта Октября и ул. Бабушкина.
2) введён в эксплуатацию участок по Бирскому тракту от кольца "Новоалександровка" до ст. Загородная.
1960 г.
В этом году открыли лишь два кольца - на ул. Шумавцова и на перекрёстке ул. Кольцевая и Космонавтов.
1961 г.
Открыт участок по ул. Вокзальная от Вокзала до ул. Дзержинского. Кольцо получило название "Товарный двор".
1962 г.
1) Введено кольцо "Театр кукол".
2) Введена линия по проспекту Октября оо ул. Трамвайной до Дежнёвского моста, по ул. Тоннельной, далее между корпусом Нефтяного института до кольца "Ул. Космонавтов.
1966 г.
Открыт участок по ул. Мингажева от ул. Революционная до ул. Воровского. Разворот производился вокруг квартала Мингажева - местный проезд - ул. Ветошникова - ул. Воровского.
1967 г.
1) открыто депо № 3
2) демонтировано кольцо на ул. Шумавцова
1969 г.
Открыт участок по ул. Большая Гражданская от улю 50-летия Октября (бывшая ул. Диагональная) до ул. Рихарда Зорге, по ул. Рихарда Зорге от ул. Большая Гражданская до Лесотехникума (с частичным прохождением по ул. Шафиева, по Лесопарковому проезду.
1970 г..
Открыт участок по бульвару Ибрагимова от ул. Ленина до ул. Большой Гражданской.
1971 г.
1) демонтаж кольца "Детский санаторий".
2) перенос линии с ул. 50-лети Октября на ул. Оренбургскую.
3) открыт участок по ул. Ветошникова от кольца до ул. Сун Ят Сена, по ул. Сун Ят Сена, по ул. Менделеева от ул. Сун Ят Сена до ул. Генерала Горбатова.
1972 г.
Запущено движение по ул. Инициативная до кольца "Химпром".
1975 г.
Запущено движение трамваев по ул. Дмитрия Донского от ул. Севастопольская до ул. Свободы, по ул. Богдана Хмельницкого до ул. Вологодская.
1980 г.
Демонтаж путей на ул. Ленина на участке от ул.Октябрьской Революции до ул. Революционной.
1981 г.
Введено в эксплуатацию трамвайное кольцо "Ул. Интернациональная" на перекрёстке ул. Александра Невского и Интернациональная.
1983 г.
На Большой Гражданской построен второй съезд на ул. Оренбургскую. С помощью данного съезда вагоны следующие по бульвару Ибрагимова могли уехать на проспект Октября.
1985 г.
Введён в эксплуатацию участок по ул. Вологодской между ул. Коммунаров и Гастелловским путепроводом, по Гастелловскому путепроводу, по ул. Промышленной от Гастелловского путепровода до Индустриального шоссе.
Таким образом, замкнулось черниковское кольцо. Это стала последняя новая линия в Уфе.
1986 г.
Перенос линии от корпусов УГНТУ на ул. Мира от ул. Комарова до ул. Кольцевой от ул. Мира до ул. Нежинская.
На самом деле, линия шла не по самой улице Мира, а во дворе домов № 3, 5, 7.
Данный перенос линии стал последним витком развития трамвая - далее шли лишь демонтажи и мелкие строительства в виде поворотов и колец.
1996 г.
12 августа закрывается две линии - по Бирскому тракту до Загородной и по ул. Инициативной до Химпрома.
Но больше всего демонтажей произошло в период с 2004 по 2008 гг.
2004 г.
1) закрытие линии по проспекту Октября от площади Володарского до Госцирка
2) закрытие линии от Монтажников до НУНПЗ
3) закрытие депо № 2 на ул. Севастопольская - демонтаж путей производился поэтапно с 2004 по 2005 г.
4) демонтаж кольца у Трамвайного депо им. С. И. Зорина
2005 г.
В связи с реконструкцией Железнодорожного вокзала закрыто движение трамваев до ул. Дзержинского, пути по ул. Вокзальной от ул. Дзержинского до ул. Карла Маркса демонтированы.
2006 г.
1) закрыт участок по Уфимскому шоссе от ул. Трамвайной (восточный перекрёсток) до ул. Интернациональная
2) закрыт участок по ул. Ленина от ул. Революционная до бульвара Ибрагимова.
3) Трамвайное депо № 3 сменило номер - теперь оно № 2.
2007 г.
Построено новое кольцо "Железнодорожный вокзал", также участок от кольца до ул. Карла Маркса.
2008 г.
1) 16 июня закрыт участок пути от кольца "Ул. Космонавтов" до перекрёстка проспекта Октября и ул. Трамвайной.
2) 09 августа закрыт участок пути по проспекту Октября от ул. Трамвайной до кольца "Театр кукол", построено соединение между путями Трамвайного депо № 2 и ул. Трамвайная. Таким образом, сеть трамвая поделена на две независимые сети.
3) 10 сентября закрыт участок пути по проспекту Октября от кольца "Театр кукол" до Госцирка.
4) 05 ноября открыто кольцо на Парке Калинина.
5) 07 ноября открыто кольцо на Госцирке.
6) 17 ноября демонтировано кольцо на Лесопарковом проезде.
2010 г.
Открытие второго кольца на к/ст "Стадион им. Н. Гастелло"
2011 г.
Строительство третьего поворота с ул. Большая Гражданская на ул. Оренбургская. Теперь вагоны могут следовать с Госцирка до Депо.
2013 г.
Закрыт гейт на ул. Трамвайная. Таким образом, полностью демонтировано кольцо "Мясокомбинат".
2015 г.
23 ноября - закрыт участок пути от Орджоникидзевского РУВД до Монтажников.
2016 г.
Демонтаж стрелок на перекрёстке ул. Ульяновых и Максима Горького, линия на Монтажников отрезана от сети.
2017 г.
Начат демонтаж линии на Монтажников. Демонтаж ведётся кусками (большая часть демонтирована в 2017 г.), но продолжается и по сей день.
Таким образом, строительство было завершено уже к 50-летию трамвая, а потом пошёл упадок.
Есть один участок сети, который не фигурирует на картах - это линия на БТЗ. Небольшой участок по Соединительному шоссе. Главная проблема заключается в отсутствии данных о годах "жизни".
Но сам факт об их существовании случайно "всплыл" в 2015 году.
На данный момент есть множество обещаний властей о восстановлении трамвая. В том числе речь идёт не только о строительстве новых линий, но и восстановлении части старых линий.
Поживём - увидим. И будет что сравнить в 2027 году, когда будет очередной юбилей.
Материал создан при поддержке сайта "Уфимский транспорт" и группы "Уфимский электротранспорт".
#трамвай #трамвайные пути #Уфа #история города #строительство дорог #транспорт #общественный транспорт #уфимский транспорт #уфимский электротранспорт #дмитрий михайлов
Больше интересных статей здесь: Стройка.
Источник статьи: Уфимскому трамваю - 85 лет! Хронология строительства и демонтажа линий.