Сегодня мы с вами осмотрим все строящиеся новые электродепо метрополитена в Москве. Их на сегодняшний день в работе 4. Сразу оговоримся, что объектом нашего внимания станут только "с нуля" строящиеся депо, уже открывшиеся или реконструируемые действующие тяговые части метрополитена в материале показаны не будут.
ЮАО. Электродепо «Братеево-2» (проектн. «Южное»)
Начнем с Южного Административного Округа и депо на самом юге Замоскворецкой линии.
О проекте этого депо мы уже рассказывали в этом материале. Напомним, для чего понадобилось строить второе депо - так называемое «Братеево-1» (просто «Братеево») рассчитано всего на 11 составов и используется для ремонта подвижного состава со всего метрополитена. В связи с передачей депо «Замоскворецкое» в состав БКЛ понадобилась дополнительная база для обслуживания поездов "зеленой" линии. Кроме того, открытие этого объекта позволит провести полноценную реконструкцию единственного обслуживающего сейчас линию электродепо 1938 года постройки - «Сокол».
Итак, посмотрим на ход работ по строительству депо «Южное». Оно строится на территории природного заказника "Братеевская пойма".
Весьма активно ведётся сборка металлокаркаса основного (отстойно-ремонтного) корпуса нового электродепо Замоскворецкой линии.
На данный момент собрано около 25% каркасов (как видно на фото, собрано 4 из 8 пролётов, каждый из которых лишь примерно наполовину своей проектной длины).
Столбы в верхнем левом углу - торцевая стена основного корпуса.
Уже угадываются очертания фундаментов под пути, на которых будут "ночевать" поезда и смотровых канав для осмотра и обслуживания подвагонного оборудования.
В крайних левых (на снимке) нефах расположится мойка подвижного состава.
Между строящимся новым корпусом и корпусом действующего депо «Братеево» ведутся работы по строительству административно-бытового корпуса депо. Сейчас ведутся работы по свайному полю, но совсем скоро здесь появится многоэтажное здание, предназначенное для машинистов и персонала депо. Здесь разместятся комнаты отдыха машинистов, медицинский кабинет для предрейсового осмотра, раздевалки, душевые, столовая, рабочие кабинеты, кабинеты администрации депо, помещения управленческого и инженерно-технического персонала, также помещения дежурного по депо и пост централизации, из которого осуществляется управление движением (переключение стрелок на путях и светофоров, задаются маршрутные указания).
Также предусматриваются комнаты для релаксации, спортзал и даже бассейн. Всё для комфортного пребывания машинистов!
Продолжаем движение на юг, в сторону МКАД. Ведется строительство веера парковых путей - выполняются земельные работы, местами готово свайное основание (скорее всего, использование свай как опоры для обычных парковых путей обусловлено плохой геологией местности - до засыпки песком здесь было болото).
Листай вправо ->Поезда будут выдаваться на Замоскворецкую линию и заходить в депо по уже существующим служебным соединительными ветвям (ССВ), идущим сюда от съездов на перегоне «Красногвардейская» - «Алма-Атинская».
Общий взгляд на площадку.
И соседнее действующее ремонтное депо «Братеево».
Плановый срок ввода всего комплекса: ноябрь 2023 года.
ЗАО. Электродепо «Аминьевское»
Перемещаемся на запад мегаполиса.
Здесь строится одно из депо для новой самой протяженной линии Московского метрополитена - 60-километровой Большой Кольцевой. Всего для обслуживания этой линии предусмотрено 3 электродепо: «Аминьевское», действующее «Замоскворецкое» и строящееся «Нижегородское».
В основном корпусе «Аминьевского» смогут "отдыхать" и обслуживаться 25 составов. Предусмотрено и отдельное мотодепо - для хозяйственных единиц метрополитена.
Депо расположится в промзоне № 37c «Северное Очаково» на Верейской улице.
Снос зданий и некапитальных строений, попадающих в зону строительства, уже завершен.
Здесь расположится веер путей. Начата отсыпка песчаной подушки.
На заднем фоне сооружается подпорная стена, которая будет сдерживать давление земли со стороны депо. По сравнению с грузовиком её высота впечатляет - в силу рельефа местности уровень земли здесь будет подниматься значительно.
Уровень стены с земли:
Строителям предстоит проделать огромный объём работ по отсыпке и трамбовке песка.
А здесь расположится основной корпус электродепо. Ведутся активные земляные работы и начался основной этап строительства - устройство фундамента корпусов
Слева - улица Генерала Дорохова. Вдоль нее также возводится подпорная стена.
Как можно видеть, начата сборка конструкций первых двух нефов отстойно-ремонтного корпуса. Правее ведутся монолитные работы по зданию административно-бытового корпуса (АБТ).
Так строительство АБТ с правой части предыдущего снимка выглядит с земли:
Планируемый срок ввода депо: декабрь 2023 года.
А вот попадать поезда в депо и выходить из него на линию составы будут по довольно необычной для Москвы схеме.
Обратите внимание: Что мешает соединить Солнцевскую и Калининскую линию МосМетро?.
Во-первых, заход в депо будет осуществляться сразу с двух сторон, одна ССВ идёт с южной стороны - от тупика за станцией «Аминьевская» и две с с северной - от съездов за станцией «Давыдково».Во-вторых, часть пути составы будут преодолевать по эстакадам! Ранее (из всех депо) составы на эстакадах катались у нас только в депо «Измайлово», еще вспоминается небольшой мост в «Лихоборах».
Одна из эстакад со стороны «Аминьевской» возьмёт свое начало отсюда. Ведется сооружение устоя эстакады из монолитного железобетона.
Подземная часть ветви уже пройдена, а щит "Эсмина", успешно выполнивший задачу, уже демонтирован и вывезен с площадки.
Готовые пролеты однопутной эстакады (в сторону «Аминьевской»). В правом нижнем углу видны буровые работы по одной из недостающих опор.
Однопутная эстакада на переднем плане и двухпутная — на дальнем.
А здесь можно наблюдать строительство первого пролёта двухпутной эстакады: ведётся монтаж опалубки. Напомним, что по ней поезда смогут попадать в/из депо через станцию «Давыдково».
Начато раскрытие котлована одной из ССВ. Работы ведутся около примыкания к заделу, оставленному при строительстве станции «Давыдково» - отсюда поезда будут "выныривать" из-под земли.
ЮВАО. Электродепо «Нижегородское»
Еще одно депо, которое призвано обслуживать Большую Кольцевую линию - депо «Нижегородское».
Оно расположилось на территории закрывшегося Московского завода по модернизации и строительству вагонов имени В. Е. Войтовича. Для нужд электродепо большая часть зданий была снесена, а часть — отреконструирована и приспособлена под нужды метрополитена.
Депо призвано обслуживать 30 8-вагонных составов. На его базе, в числе прочего, установят: самый современный станок по обточке колесных пар — он точнее и производительнее; инновационный диагностический комплекс — будет работать в паре со станком и автоматически в онлайн-режиме считывать все параметры колес; новую мойку поездов — тщательно отмоет до 16 составов в сутки. Важным дополнением станет соединительная ветвь с ж/д, по которой новые поезда смогут поступать в депо прямо с завода (она будет введена позже - к сентябрю 2023 года).
Сверху территория депо выглядит так:
Изнутри отстойно-ремонтный корпус сейчас в довольно высокой степени готовности:
Основные строительные работы по нему завершены. Сейчас ведется подключение систем, наладка оборудования и даже персонал метрополитена уже частично заступил на работу.
А вот работы по укладке веера путей перед депо еще продолжаются:
Служебные соединительные ветви, которые идут в электродепо от станции «Нижегородская», уже практически готовы:
Листай вправо ->НАО. Электродепо «Столбово» (проектн. «Саларьево»)
Вжух. И мы уже в Новомосковском округе, в Коммунарке. Здесь будет построено самое южное депо метрополитена в Москве - «Столбово» Сокольнической линии (правда, чуть позже появится еще одно депо Троицкой линии - «Летово», которое будет ещё немного южнее).
Судьба этого депо довольно печальна: изначально оно носило название «Саларьево» и начинали его строить за много километров от нынешнего места - на площадке за одноименной станцией Сокольнической линии в 2014 году. Спустя год строительство прекращено в связи постановлением Москомархитектуры о переносе его местоположения на вторую площадку неподалеку - рядом с полигоном ТБО «Саларьево», а земли были проданы компании "ПИК" под застройку. Ко второй площадке были построены 4 ССВ с Сокольнической линии, однако, столь поспешный перенос в угоду девелоперу сыграл злую шутку - по результатам геологоразведки строительство депо рядом с Саларьевской "мусорной горой" было признано невозможным. После этого депо было перенесено на третью площадку и получило новое название - «Столбово».
Теперь же депо расположится в лесополосе (которая уже "прорежена") рядом со станцией «Коммунарка» Сокольнической линии. При этом будет иметь одну соединительную ветвь и с Троицкой линией ("соединительная ветка 1" на схеме выше).
Открытие этого депо позволит обслуживать сразу две линии - "красную" Сокольническую (у которой на юге нет ни одного депо, зато сразу 2 на севере, поэтому обслуживать линию неудобно) и Троицкую. Кроме того, станет возможно воплотить планы по закрытию исторического элетродепо «Северное», которое будет преобразовано в музей Московского метрополитена.
На сегодняшний день ведется неспешная вертикальная планировка площадки - подготовка территории к строительству:
А вот служебные соединительные ветви, которые расположатся на перегоне «Коммунарка» - «Потапово» (строится) Сокольнической линии, активно строятся. На Сокольническую линию их будет аж 3 (2 в сторону центра (станции «Коммунарка») и одна в сторону «Потапово»).
Уже угадываются конструкции будущих тоннелей:
Изнутри эти "лабиринты" выглядят не менее впечатляюще:
Листай вправо ->Сроки ввода депо: 2024-2025 годы.
На этом наша импровизированная экскурсия подходит к концу Спасибо за внимание и проявленный интерес к теме метростроения!
Чтобы быть в курсе всех новостей о развитии столичной подземки - подписывайтесь на нас в социальных сетях и мессенджерах (ссылки на главной странице сайта).
#метро #строительство метро #московское метро #транспорт #депо #строительство #москва
Больше интересных статей здесь: Стройка.
Источник статьи: Все строящиеся депо московского метро. Облет нескольких округов города.