Метро в Соснову поляну. Неужели дождались?

Таким вопросом может задастся как минимум треть миллиона жителей Санкт-Петербурга и объяснить такую высокую степень интереса горожан к строительству метро в конкретной точке города достаточно легко. Сосновая поляна - это известный петербуржцам топоним, который в принципе вплоть до сегодняшнего дня можно смело назвать синонимом словосочетания "конец географии". И это, если еще прилично говорить.

Да, конечно же есть районы с еще куда более незавидным положением, но с социально-исторической точки зрения Красносельский район Санкт-Петербурга и Сосновая поляна в частности едва ли не ждут решения транспортных проблем одними из первых и достаточно давно.

И вот все они без метро...

Из истории проблемы

Давайте немного вспомним историю места и вообще познакомимся с районом, прежде чем обсудим метро. Стоит сразу дать конкретику - Красносельский район Санкт-Петербурга, что достаточно очевидно, обязан своим названием Красному селу - городу (хоть и село), который по определенным обстоятельствам не вошёл в состав Ленинградской области, хотя от "естественных" границ Санкт-Петербурга расположен достаточно далеко.

Красносельский район наглядно на общем плане Санкт-Петербург

В связи с этим возник прецедент (и, кстати, далеко не единственный), когда агломерация Санкт-Петербурга вытянулась на десятки километров узкими и не очень полосками в глубину области, создав в ней своеобразные полуострова. В случае с Красносельским районом у нас вообще получился свой локальный Апеннинский "сапожок" (выше на схеме это хорошо заметно).

По площади район большой - он занимает почти сто квадратных километров, в котором проживает более 412 тысяч человек. Да, Красносельский не самый густонаселённый район, но он чётко входит в шестёрку крупнейших (всего Санкт-Петербургская агломерация насчитывая 17 административных района).

А теперь момент истины - я приведу схему, где будет видна существующая сеть подземки и Красносельский район. Та-дам:

Схема метро на плане города и кусочек Красносельского района

Суровая реальность такова - при почти полумиллионном населении нет ни одной станции метро. При этом район постоянно прирастает новыми жилыми кварталами - здесь не останавливается строительство и, соответственно, число жителей только растёт с каждым годом.

Ежедневно просто для того, чтобы добрать утром до метро, а вечером от него к дому, сотни тысяч петербуржцев тратят от 15 до 50 минут (проверено) и это без учёта самой поездки в подземке.

Спутниковый снимок достаточно неплохо даёт представление о том количестве жилых микрорайонов, которые так или иначе тяготеют к четырем работающим сейчас станциям метро. Конечно, эту проблему необходимо решать и делать это надо было давно.

Капитальная и многоквартирная жилая застройка в Сосновой поляны начала формироваться буквально сразу после войны - притом, что боевые действия, к слову говоря, велись практически прямо на этой территории и при желании еще недавно можно было найти дома со следами осколков понятно от чего.

В квартале, ограниченным проспектом Ветеранов, улицами Летчика Пилютова, Пограничника Гарькавого, Чекистов по-прежнему можно прогуляться по уютным дворикам среди трехэтажных домов 1940-1950-х годов постройки, которые стали своеобразным очагом массового строительства.

Лётчика Пилютова ул., 16к1. Источник: https://www.citywalls.ru/

В 1960-е годы почти в геометрической прогрессии стали появляться новые дома - панельные пятиэтажки и кирпичные девятиэтажки, что привело к тому, что к середине 1970-х здесь уже чувствовался дух полноценного и развитого социалистического города:

Панорама застройки в районе улицы Пионерстроя. Источник: pastvu.com

В общем-то, несмотря на неплохо развитый наземный общественный транспорт - 52-й трамвай, следующий по выделенной полосе, 68-й автобус, 37-й троллейбус (и это далеко не всё, основные только перечислил) - потребность в скорейшем подводе подземки хотя бы к краю района ощущалась давно.

Сделаю небольшое лирическое отступление, чтобы сказать, что Сосновая Поляна - это достаточно тихий, уютный и красивый район Петербурга. Здесь много рекреационных зон, скверов, парков, обилие мелких речушек и прудов, которые очень украшают и дополняют дворовые пейзажи. Пользуясь случаем, настоятельно рекомендую в летнюю пору приехать сюда погулять. А в скором времени, я надеюсь, мне посчастливится представить широкой аудитории увлекательную экскурсию по этим местам
Сосновая поляна с высоты

Как минимум с 1960-е годов на разных схемах перспективного транспортного развития стали появляться горячо ожидаемые участки.

Обратите внимание, пожалуйста, на одной из схем метро в сторону Юго-Запада/Сосновой поляны не отображают как совсем отдаленную перспективу, в отличие от кольцевой и других линий.

Схема до 1971 года. Из коллекции Миши Крайнова

В 1977 году была открыт долгожданный участок продления первой линии ленинградского метро от станции "Автово" до станции "Проспект Ветеранов". Подземка вроде бы стала ближе к народу, до этого жители Красносельского района использовали станции "Автово" или "Дачное" (единственная станция ленинградского метро, которая была закрыта - подробная статья здесь) и замаячила надежда, что еще через какое-то время метро шагнёт еще западнее.

Еще при проектировании "Проспекта Ветеранов" посадка станции и тоннелей относительно существующей застройки и уличной сети была выполнена таким образом, чтобы в будущем (как тогда казалось, недалеком) без больших сложностей продолжить первую линию в западном направлении.

В комплексной транспортной схеме генерального плана Ленинграда уже к 1990-му году появляются конкретные намёки на продление участка:

Чаще этой схемы, наверное, ничего больше повторяться не будет на страницах этого сайта. Безграничная благодарность Мише Крайнову - автору сайта podzemka.spb.ru - который сохранил эту и многие другие схему ленинградского-петербургского метро

Наступившее лихолетье девяностых не позволило подойти к проектированию участка. Даже то, что уже было начато под занавес существования СССР (я имею в виду пятую линию метро от "Международной" до "Комендантского проспекта"), муторно достраивалось аж до 2012-го года. Метро до Сосновой Поляны так и не добралось...

Да, всё это время я рассказывал конкретно про Сосновую Поляну, а ведь есть еще и Юго-Запад, но к нему мы еще подберемся.

Поворот не туда

Казалось бы, когда уже совсем забылось про продление первой линии на юго-западном направлении, в 2014 году, как гром среди ясного неба, в СМИ появилась информация - город собирается объявить конкурс на продолжение Кировско-Выборгской линии после "Проспекта Ветеранов".

На какое-то мгновение у тех, кто увидел громкие заголовки, появился восторг и ликование - неужели дождались? Однако, прочитав чуть подробнее новость, радость сменилась разочарованием. Блин, ну не туда же!

Трасса метро в аэропорт. Основа: сервис Яндекс.карты

Вернее, туда тоже, наверное, когда-то надо. Всё-таки Пулково - главные и по совместительству единственные воздушные ворота Санкт-Петербурга, однако с точки зрения социальной справедливости такое решение может вызывать возмущение. А жителям Краносельского района-то когда ждать метро, если единственную надежду - в виде тоннелей от "Проспекта Ветеранов" буквально поворачивают вспять на 135 градусов и под полями и садоводствами тянут к аэропорту?

Не успели разыграть конкурс на проектирование метро в Пулково, как его буквально через несколько дней отменили. Об истинных причинах узнать сейчас сложно. Тем не менее от этой идеи до сих пор не отказываются, но, к счастью, теперь метро к Пулково рассматривается как часть вилочного движения. Сейчас объясню, что это такое.

Обратите внимание на дату документа - от идеи до сих пор не отказываются

Что имеется в виду под словом "вилка"? Так на метрополитеновском языке называется разветвление линии, когда часть поездов идут, грубо говоря, налево, а другая часть, соответственно, направо. В Москве примером такого движения может стать "вилка" в Москва-сити - нечетный поезд, отправляющийся от станции "Киевская", следует до "Кунцевской", чётный до "Международной"

Схема филёвской линии московского метрополитена

Так всё же как подобная вилка может быть реализована в Петербурге на подступах к Сосновой поляне? В соответствие с актуальным видением городских планировщиков есть вероятность появление следующего вилочного движения за станцией "Проспект Ветеранов". Оцените какая красота!

Вилочное движение после станции "Проспект Ветеранов". Основа: сервис Яндекс.Карты

Рассказывать о датах не то, что открытия этих участков, даже начала проектирования и начала строительства - совершенно неблагодарное и бесперспективное дело. Могу только сказать только одно - прокатиться до Александрино или до Пулково в этом десятилетии вряд ли удастся...

Метро не за горами

Нет, всё-таки свет в конце тоннеля есть для Красносельского района - метрополитену здесь суждено появится и достаточно скоро. Тем более, справедливости ради, надо сказать, что станции "вилки", которые я выше изобразил, если и появятся, то будут не в Красносельском, а в Кировском и Московском районах Санкт-Петербурга.

В самом же Красносельском районе долго, сложно, но тем не менее планомерно строится первый участок новой, шестой линии метро. Да, пока это будет маленький, даже можно сказать малюсенький участок - всего две станции, но начало будет положено.

Обратите внимание: Что мешает соединить Солнцевскую и Калининскую линию МосМетро?.

Причем в самом районе будет только одна станция - "Юго-западная". Вторая конечная - "Путиловская" будет уже в Кировском районе и главное её задача в организации пересадки на действующую первую линию на станцию "Кировский завод".

Строят участок фактически с конца 2013 года, то есть на момент написания статьи без малого девять лет. По метростроительному опыту подобные участки спокойно строятся и открываются в течение пяти-шести лет в адекватных условиях!

Почему так долго строят рассказывать в подробностях не менее долго. Попытаемся сфокусироваться на основном:

  • были проблемы с согласованием будущих строительных площадок - на четыре станции из шести так и не удалось выйти;
  • смена приоритетов развития метро - внезапно появился мундиаль с задачей в кратчайшие сроки подвести метро к стадиону на Крестовском острове);
  • проблемы компании-подрядчика, снижение финансирования и, как следствие, сбавление темпов строительства.

Несмотря на все перипетии судьбы, две станции "Юго-Западная" и "Путиловская" строятся. Благодаря новому подрядчику в лице АО "Метрострой Северной столицы", который оперативно подхватил эстафету строительства подземки в Петербурге и принял в свои ряды львиную долю уникальных спецов-метростроителей, строится шестая линия сейчас очень бодро, уверенно и нет никаких опасений, что её первый участок не достроят.

Попытался свести в простую схемку, которую регулярно обновляю по мере поступления новостей с фронтов подземной стройки. Давайте посмотрим что сейчас сделано и что предстоит еще сделать:

Схема текущей готовности станций первой очереди Красносельско-Калининской линии

В общем, работать еще работать, но сделано уже и вправду очень многое. Открытие как и прежде запланировано на 2024 год.

Центральный зал станции "Юго-Западная" в феврале 2022 год. Источник: сообщество Подземка Петербурга в VK

Есть возможность посмотреть и на будущие архитектурные решения двух станций, благодаря визуализациям проектного института "Метрогипротранс". Вот так планируется оформить станцию "Путиловская":

Перспектива центрального зала станции "Путиловская". АО "Метрогипротранс"Вестибюль станции "Путиловская. АО "Метрогипротранс"

А это "Юго-Западная":

Перспектива центрального зала станции "Юго-Западная". АО "Метрогипротранс"Вестибюль станции "Юго-Западная. АО "Метрогипротранс"

По конструкции тут нет ничего революционного - привычные петербуржцам станции колонного ("Путиловская") и пилонного ("Юго-Западная") типов. Всё это вы могли видеть, например, на пятой линии метро ("Звенигородская" или "Обводный Канал"). Тем не менее кое-что непривычное всё-таки будет - это станционные автоматические створки, призванные защищать пассажиров от падения на пути. Истинная причина появления таких устройств известна, но пускай она останется на совести одного господина.

На этом, казалось бы, можно было и закончить наш сегодняшний выпуск, однако не так давно появился еще один повод для сдержанной радости жителей Красносельского района.

Больше метро!

Не секрет, что новая станция "Юго-Западная" всех транспортных проблем района не решит. Бесполезной её, конечно, не назовёшь - для жителей юго-запада дорога до метро сократится минут на 20 и даже больше, но тем не менее большинству как и прежде придётся использовать наземный транспорт, чтобы до этой "Юго-Западной" добраться от дома.

В 2019 году в определенной степени внезапности в Санкт-Петербурге был объявлен конкурс на проектирование нового участка шестой линии - к строящейся сейчас "Юго-Западной" и "Путиловской" захотели добавить еще 4 станции в Красносельском районе: "Брестская", "Улица Доблести", "Балтийская жемчужина" и "Сосновая поляна".

Поверить в такое чудо было сложно, но лот ценой почти в один миллиард рублей (это, к слову, беспрецедентная сумма для Северной столицы - ранее затраты на проектирование новых участков были существенно меньше - если не на порядок, то уж точно в разы при сопоставимых объемах) был разыгран и достался московским проектировщикам из компании "Метрогипротранс".

Не будем здесь описывать битву за этот подряд - было потрачено бесценное время, но в конечном итоге москвичи работу продолжили, упущенное наверстали и сейчас уже находятся на финальной стадии. Дата окончания проектирования - 2023 год, а это значит, что уже в следующем году вполне можно ожидать начала строительства, тем более об этом уже практически открыто заявляют в компании-подрядчике.

Уже сейчас у нас есть возможность ознакомиться с утвержденным проектом планировки территорий - это значит, что город уже "застолбил" участки для размещения шахт и вестибюлей. Это дорогого стоит - таким образом земельные участки защищены от "случайной" сдачи в аренду или продажи какому-либо третьему лицу.

Проект планировки территорий для четырех новых станций Красносельско-Калининской линии от станции "Юго-Западная" до станции "Сосновая поляна"

Наверное нагляднее будет всё-таки посмотреть на этот "праздник жизни" еще в цвете и на спутниковом снимке - такая возможность есть:

Желтыми кругами показана 600-метровая зона пешеходной доступности вестибюлей

Взглянув на схему и пользуясь случаем, мне хотелось бы добавить и маленькую ложку дёгтя, простите.

Изумление и удивление вызывает решение одного конкретного человека (личность известна), который волевым решением "посадил" станцию "Брестская" туда, где она сейчас на схеме. Давайте посмотрим крупнее:

Желтый круг - зона пешеходной доступности с радиусом в 600 метров. Сейчас у "Брестской" половина охвата - пустырь

Видите, да? Половина охвата станции "Брестская" по принятой трассе - это безлюдный пустырь. При том, что подавляющий массив жилых домов, причем достаточно многоэтажных и населенных, остаётся вне пешеходной доступности. Многим домам уже за 40 лет и метро для жителей микрорайона - это потребность крайне необходимая.

Вот здесь только остаётся развести руками и запастись терпением чтобы узнать интересанта - по всей видимости у кого-то имеются планы на незастроенный земельный участок. Если я чего-то не понимаю - пожалуйста, помогите разобраться!

Умеренный оптимизм

В общем-то, друзья, действительно стройка грандиозная намечается. Несмотря на спорную "Брестскую", в целом вектор развития шестой линии выбран правильным и в нужном направлении.

Что касается перспектив строительства, то хочу сфокусироваться на простой мысли - просто так никто бы не пустил миллиард рублей на разработку проекта, который планируется положить на пыльную или не очень полку. Тем более новый подрядчик строительства метро - АО "Метрострой Северной столицы" - расправляет плечи, закупает новое оборудование и, что самое главное, имеет поддержку у города (Правительство Петербурга акционер), который утвердил программу финансирования строительства метро - там трехкратное повышение трат (с 10 до 33 млрд рублей).

Петербургские метростроители уже выходят на финишный этап строительства 4 станций метро (две вышеназванные на шестой линии и две станции на Правобережной - "Горный институт" и "Театральная") и в скором времени надо будет дать работу освободившимся коллегам-проходчикам, которые уступят место монтажникам оборудования и отделочникам.

Центральный зал станции "Горный институт". Источник: сообщество Подземка Петербурга в VK

И если метро до Проспекта Маршала Жукова пока остается хоть и перспективой, но дальней, то у метро в Сосновой Поляне есть все шансы появиться до 2030-го года. Поверьте, в условиях Петербурга это достаточно скоро, лишь бы экономическая обстановка благоволила.

Что по конструкции, то все четыре станции запланированы на глубоком заложении - это будут классические пилонные станции с эскалаторным подъемом на поверхность.

Очень надеюсь, что спустя полтора десятилетия район будет не узнать в хорошем смысле и большая часть жителей будет жить не более чем в десяти минутах от метро. Конечно, сейчас совсем не время для инвестиций, но прицениться к недвижимости в Сосновой Поляне уже вполне стоит - риэлторам на заметку!

Что еще чуть не забыл? Конечная станция метро "Сосновая поляна" в сочетании с давно существующей одноименной железнодорожной платформой позволит организовать полноценный пересадочный хаб для разгрузки Балтийского вокзала и повышения модальности перевозок.

Светлое будущее...

На этой оптимистической ноте и хотелось бы закончить. Ждёте ли вы этот участок метро, друзья? Есть ли еще места, которые по-вашему мнению несправедливо обделили станциями? Буду признателен за ваше мнение в комментариях!

Спасибо за ваш интерес. Прошу вас поддержать сайт лайком, подпиской и по возможности поделиться с друзьями, если эта тема показалась интересной.

#метро #санкт-петербург #красносельский район #сосновая поляна #история #строительство #технологии #подземка #россия #будущее

Больше интересных статей здесь: Стройка.

Источник статьи: Метро в Соснову поляну. Неужели дождались?.