О советских экспериментах по строительству подземной Москвы

СССР в своем неустанном стремлении «догнать и покорить Америку», естественно, думал об архитектурном изменении облика городов. Особенно еще в 1930-е годы активно поднимался вопрос о строительстве в Москве небоскребов наподобие тех, что украшают Нью-Йорк или Чикаго.

Однако фундаментом американских домов-гигантов послужила очень прочная скальная порода, в то время как Москва стоит в основном на песчано-глинистом грунте, и деятельность человека также внесла существенные изменения в столичные грунты, и изменения эти были не в лучшую сторону: Неглинские пруды были засыпаны, например, а строительство метро внесло такие изменения в геологическую картину города, что их последствия проявляются до сих пор.

Почему передвинули МГУ

При проектировании здания МГУ изначально планировалось возвести его прямо на берегу Москвы-реки, где оно смотрелось бы очень эффектно и величественно. Но из-за серьезной угрозы оползней университет пришлось перенести с суши почти на полкилометра вглубь. Выдвигались предложения основательно укрепить и улучшить берега, но никто из архитекторов не решился взять на себя такую ​​ответственность.

Подземные воды, как и почва, также претерпели ряд изменений: в советское время в столице и ее ближайших окрестностях было пробурено 1000 артезианских скважин, из них 600 действующих в начале 70-х годов. Это привело к тому, что известняк, угольные озера потеряли влагу, песок вымывался и переносился с места на место подземными водами, текущими сверху вниз. В результате появилась пористость и хрупкость горных пород.

Как строили высотные здания

Как видно из этого снимка, советская Москва стояла на бедной, обедненной, обезвоженной и большей частью искусственно насыпной почве, мало пригодной для строительства небоскребов. Так как же столичным архитекторам удавалось возводить многоэтажки и при этом мечтать об «американских» небоскребах?

В первую очередь специалисты делали ставку на легкие конструкции и более прочные материалы, при этом жадно верили в практически неограниченные возможности пластика. Тонкостенные плиты и перекрытия, открытые балки — в этом архитекторы увидели перспективы советской столицы, и видимо именно с их подачи мы получили квартиры с отличной слышимостью и «запахопередачей».

Советские архитекторы также с оптимизмом смотрели в будущее во всех крупных городах мира – Токио, Париже, Лондоне, Нью-Йорке, били первые тревожные звоночки, связанные с перенаселением: острые транспортные и жилищные проблемы, нехватка детских садов и больниц, топливно-энергетический дисбаланс.

И только в Советском Союзе специалисты были спокойны и уверены, что это бедствие минует и нашу страну, чему должно было способствовать вертикальное зонирование городской застройки.

Обратите внимание: Промзоны Москвы: то, что мертво, умереть не может.

Так, например, в середине 70-х годов была разработана схема использования подземного пространства в Москве, согласно которой под землей должны были находиться транспортные магистрали, гаражи, котельные, склады, водокачки и т д.

Строительство подземной Москвы

Вообще самый первый эксперимент из серии освоения подземного космоса был проведен еще в 50-е годы, когда огромная многоэтажка была втиснута в узкие улочки при нехватке места на площади Восстания. Из-за нехватки места было принято решение опустить два этажа под землю.

На этих этажах располагались склады для магазинов, трансформаторная и насосная станция, стоянка для автомобилей, слесарные мастерские и даже некоторые клубы нашли здесь пристанище. По такому же принципу было организовано снабжение магазинов, кафе и ресторанов на Новом Арбате: электрические и насосные подстанции, транспортно-грузовой тоннель протяженностью около 800 м, система вентиляции и многие другие коммуникации были размещены под землей.

В дальнейшем планировалось освоение еще многих подземных пространств: на пустыре между Савеловской железной дорогой и улицей Яблочкова должен был появиться подземный общественный центр с культурно-бытовыми объектами; в районе Комсомольской площади запроектированы подземные помещения широкого назначения; на Таганской площади предстояло освоить целых пять подземных этажей.

В микрорайоне Орехово-Борисово предстояло провести самую масштабную подземную застройку: на огромной площади планировалось возвести двухэтажное здание со складом, автотранспортом, пунктами управления водо-, тепло- и электроснабжением. Там же запроектировали парковку на 30 000 машиномест.

Мечты о жизни под землей

Также советские архитекторы решили в будущем убрать весь московский транспорт под землю: скоростные автомагистрали должны были быть построены в центре столицы; под бульварным кольцом планировалось создать крупнейший узел автомобильного транспорта: гаражи, мастерские, стоянки, склады горюче-смазочных материалов. Также планировалось построить индивидуальные гаражи под каждым новым домом.

В то время инженерами Мосинжпроекта был составлен план отведения капитальных сточных вод в подземную городскую застройку. Предполагалось, что объем жидких отходов составит около 10 млн кубометров в сутки (это как три московские реки). Для их отвода приходилось строить огромные туннели диаметром более 5 м, пролегающие на глубине от 4 до 80 м с насосными станциями и сборными емкостями, расположенными чуть ниже земли.

Но, как мы видим, планам прошлого века по созданию особой подземной Москвы не суждено было сбыться, хотя некоторые из них удалось воплотить в жизнь - в виде современных столичных небоскребов... Хотя было и альтернативное видение Москвы в 21 веке - кстати, многое предсказано сбылось.

Больше интересных статей здесь: Стройка.

Источник статьи: О советских экспериментах по строительству подземной Москвы.