Опломбировка электросчетчика – это комплекс мероприятий, связанный с установкой на прибор учета защитной пломбы, которая подтверждает целостность, корректное отображение данных и должную работоспособность. Опломбировка счетчика электроэнергии обязательна, в противном случае последуют штрафные санкции от управляющей компании.
Когда и зачем нужно опломбировать счетчик электроэнергии
Опломбировать приборы учета необходимо в обязательном порядке тем, кто намерен использовать ресурсы. Пломба свидетельствует о ряде фактов:
- Отображающиеся на панели прибора данные корректные, не накрученные или отмотанные.
- Доступ к приборам учета есть только у мастеров. Третьи лица не вмешивались в работу устройства.
Работоспособность и наличие пломб на счетчике сотрудники организаций, поставляющих электроэнергию, регулярно проверяют. Как правило, речь идет о плановых проверках, поэтому у жильцов есть время самостоятельно убедиться в исправности и целостности прибора и защитного «механизма».
Отдельного внимания заслуживает вопрос о необходимости пломбирования. Проводят процедуру в одной из следующих ситуаций:
- Новый счетчик, который был недавно установлен.
- Прибор учета, который уже подлежал замене. Монтаж нового прибора учета влечет за собой установку и новой пломбы.
- Пломба вышла из строя в результате аварии на подстанции.
- Пломба пришла в негодность естественным путем, например, из длительного эксплуатационного срока.
В остальных случаях нет необходимости менять или устанавливать повторно защитный механизм. Срок службы его может достигать десятилетий.
Основная задача квартиросъемщика – следить за целостностью прибора учета и пломбы, обращаться бережно при снятии показаний.
Виды пломб и способы установки
Пломбы, предназначенные для электросчетчиков, делятся на два вида:
- Установленные поставщиками электроэнергии во время установки в подъездном щитке или в квартире.
- Установленные производителем на этапе изготовления.
В первом случае пломба фиксирует надежное соединение для доступа к электросети. Прибор учета пломбируется исключительно в интересах поставщиков ресурса. Если же защитный «механизм» отсутствует, данные об устройстве не будут приняты поставщиком. Если говорить об обязанности обеспечения пломбировки, согласно законодательному регламенту, вся ответственность лежит на потребителе.
Во втором случае основная задача такой пломбы в ограничении доступа третьих лиц к устройству, а также предупреждения его механических повреждений.
Кто должен опломбировать электросчетчики
Закон принуждает людей обращаться за оказанием услуги только к проверенным и сертифицированным компаниям для опломбировки приборов учета. Последний принятый законопроект четко указал организации, которые имеют право оказывать такие услуги:
- электросети;
- поставщики услуг;
- Энергосбыт;
- компания, которая поставляет электроснабжение в конкретные дома.
Есть большое количество частных организаций, которые «специализируются» по пломбировке. Такая деятельность будет нелегальной, жилец будет вынужден продолжать платить по тарифу, вся ответственность будет возложена только на него.
Сколько стоит процедура
Существуют ситуации, когда процесс опломбировки происходит бесплатно, а также когда квартиросъемщик должен оплатить услугу.
- Ничего не нужно платить в том случае, если инициатива пломбировки исходит от поставщика услуг. В конкретном случае это энергопоставляющая компания. Например, если установлен счетчик или появилась необходимость старый заменить новым, но не по вине потребителя.
- Пломбировку оплачивает жилец в том случае, если по его вине была повреждена целостность пломбы, или же счетчик по этой же причине вышел из строя. Услуга оплачивается в полном размере, если инициатива заменить ПУ исходила от него.
Чтобы узнать точную цену вторичной опломбировки, требуется обратиться в управляющую компанию своего региона. Стоимость в разных регионах разная, поэтому даже приблизительные цифры назвать невозможно.
Алгоритм действий
Опломбировка приборов учета всегда происходит по единой технологии.
- Устанавливать первично или вторично защитный механизм на прибор учета должно предприятие по поставке электроэнергии. Для обращения правильно заполняют заявление и заявку на установку пломбы.
- Сотрудники ресурсоснабжающей организации скажут, какие документы требуются. Пакет документов важен тем, что подтверждает необходимость пломбировки электрического счетчика.
- Сотрудники с потребителем устанавливают четкие сроки, в которые должна проводиться повторная пломбировка. Закон гласит, что защитный механизм должен быть установлен не позднее 1 месяца с даты установки нового прибора.
- Если процедура оплачивается потребителем, дополнительно в компании выдают чек с реквизитами, используя которые нужно произвести оплату.
По завершении всех работ специалист, который проводил установку, составляет акт, в котором зафиксирована вся информация о приборе учета, пломбировке и особенностях установки.
Распространенные проблемы и рекомендации по их устранению
Чтобы в будущем не возникало неприятных ситуаций, связанных с поломкой прибора учета или повреждением опломбировки, нужно следовать таким рекомендациям:
- Проверять целостность пломб не реже одного раза в течение месяца.
- Не пытаться самостоятельно сделать или снять «систему защиты». Это потенциальный риск здоровью и жизни из-за электричества. Также из-за незаконного вида деятельности может быть предъявлен судебный иск, что повлечет за собой проблемы.
- Если квартира не приватизирована, приборы учета должен устанавливать общественный муниципалитет, на котором числится данная жилплощадь.
- Если в ходе осмотра были выявлены механические повреждения, или пломба вовсе отсутствует, нужно незамедлительно обратиться в компанию, поставляющую услугу.
Все документы и паспорта на приборы учета рекомендуется хранить в одном месте. Требуется хранить документацию даже на те приборы учета, которые уже были заменены. Как показывает практика, такие документы неизбежно потребуются в будущем.
Что предпринять при нарушении целостности пломбы
Вероятность повреждения пломбы есть всегда, поэтому нужно знать, как поступать в подобных ситуациях.
- Делается качественный снимок прибора учета и на нем фиксируется дата, когда было выявлено повреждение. Внимательно осматривается щиток.
- О выявленных повреждениях нужно сразу оповестить орган управляющей компании, например, ЖЭК иди ТСЖ.
- В энергокомпанию подается заявление в двух экземплярах. В заявлении фиксируется факт нарушения целостности пломбы, а также указываются показания счетчика на момент выявления повреждений. Первый экземпляр отдают сотрудникам, а второй нужно забрать с пометкой «принято к исполнению» с входящим номером и датой.
Факт повреждения целостности пломбы не несет в себе серьезных последствий, особенно если щиток установлен на лестничной клетке, но стоит осознавать, что энергетики будут всегда предполагать, что это именно жилец захотел «украсть» немного электроэнергии. По этой причине выявить нарушение лучше ему, а не сотрудникам компании во время планового осмотра.
Далее работа остается только за управляющей компанией. Будет создана комиссия, которая проверить наличие или отсутствие вмешательства, повреждение схемы, установка жучков и прочее. После планового осмотра они поставят новую пломбу с пометкой о вторичной пломбировке прибора учета.
Для сохранности пломбы и сведения вероятности повредить ее к минимуму, нужно приучить себя регулярно проверять ее состояние, даже если прибор учета находится в щитке. По возможности пломбы накрывают, чтобы не повредить. Если электрический счетчик установлен дома, его рекомендуется помещать в прямоугольную конструкцию с дверцей и закрывать на ключ, чтобы у детей не было возможности туда добраться.
Даже если счетчик с системой защиты установлен на лестничной клетке, это не зона ответственности потребителя, но проблемы, прежде всего, коснутся именно его.