Заха Хадид
Британский архитектор иракского происхождения. Представительница деконструктивизма. В 2004 году стала первой в истории женщиной, награждённой Притцкеровской премией. Дама-командор ордена Британской империи (2012), иностранный член Американского философского общества (2013).
По образному определению газеты The Guardian, Заха Хадид — «королева кривой», которая «освободила архитектурную геометрию, придав ей совершенно новую выразительную идентичность». Её основные работы включают в себя Центр водных видов спорта для Олимпийских игр в Лондоне, Большой художественный музей Мичиганского университета в США и Оперный театр в Гуанчжоу (англ.) в Китае. Некоторые её проекты были представлены посмертно, в том числе и статуэтка BRIT Awards 2017. Многие здания все ещё строятся, включая стадион в Катаре, место проведения Чемпионата мира по футболу в 2022 году.
Её творения – призыв понять и осознать современный мир, его многообразие и постоянное изменение, движение вперёд. Здания, спроектированные талантливым архитектором, отличаются причудливостью линий. Самое известное – Центр Гейдара Алиева в Азербайджане. Его формы и экстерьер гармонично вписываются в окружающий ландшафт.
Футуристический дизайн в непривычных областях
Достопримечательности Заха Хадид создавала не только в области архитектуры. Одним из наиболее оригинальных ее проектов является яхта, которая напоминает фантастический звездолет, по недоразумению оказавшийся плавучим.
Этот проект разработан в сотрудничестве с судостроительной компаний из Гамбурга Blohm+Voss. Длина базовой модели 128 метров, ее меньшие аналоги – 90 м.
Яхты предназначены для быстрого и сверхбыстрого движения, поэтому помимо обычных инженерных расчетов для них проводился анализ гидродинамических свойств.
Интерьеры отличаются максимальным уровнем комфорта, превышающим обычное оснащение люкс-кораблей этого класса.
Обои, разработанные Хадид, логично продолжают ее креативный стиль. Это сочетание эффектных цветовых переходов, действующих на уровне подсознания, кривых линий и сложных псевдотрехмерных объектов. Некоторые идеи явно навеяны теорией фракталов.
Назначение обуви Хадид не всегда сразу опознается из-за необычного дизайна. То же касается и ювелирных украшений, разработанных по эскизам Хадид.
По ее проектам разрабатывались даже сумки и концепт-кары.