Дороги в большинстве дачных, коттеджных поселках и в любой деревне – это больная тема. Грунтовые дороги – это ежегодный ремонт (подсыпка, грейдирование). В нашем СНТ мы каждый год делаем взносы на эти работы. Суммы принимаем на общем собрании.
В начале этого сезона в чате обсуждали вариант отсыпки дорожного полотна асфальтной крошкой. Тем материалом, который остается после снятия старого асфальтного покрытия специальной фрезой. Есть места на окраине нашего города, где такой крошкой отсыпана грунтовая дорога:
Специально сделал фотографии. В 2019г. это покрытие было идеальным, как асфальт, но зиму не пережило, образовались выбоины. Причем, ремонт такого покрытия возможен только по технологии ремонта асфальта. С учетом того, что стоимость асфальтной крошки дороже, чем хорошего скальника, мы от этого варианта отказались.
Остановились на все том же скальнике небольшой фракции. Это так сказать, финишное покрытие грунтовой дороги. Если отсыпать дорогу в чистом поле, то делают обычно так: снимают слой дерна с черноземом и нижний слой отсыпают крупным скальником. Сверху более мелким.
Редко, но встречаются случи, когда верхний слой грунтовой дороги отсыпают угольной золой от котельных и ТЭЦ. Где-то дорога становится лучше, зола цементирует грунт. Читал, что на Донбассе много таких дорог. А где-то жители получают сплошные минусы – как минимум пыль. Или «кашу» из золы, если вода не уходит с дорожного полотна.
Угольная зола – бесплатный материал (только транспортные затраты на ее доставку). Т.к. это продут термической обработки породы (неорганические остатки продуктов сжигания органики), то по некоторым свойствам он напоминает цемент. Его даже добавляют в цемент:
Но и т.к. это мелкодисперсный материал, то пыль при попадании в органы дыхания может негативно сказываться на здоровье. Хотя, пыль от щебня, гравия, думаю, не лучше.
Ответ подразделения Минприроды про угольную золу. Вероятно, из-за содержания серы и других вредных веществ. Но удобрять огород угольной золой никто не собирается. Речь о свойствах золы как связующего. И если золу использовать не в поверхностных, финишных покрытиях, а в основании, то дорога может приобрести монолитное основание, не будет проваливаться.
Этот способ известен со времен СССР, посмотрите короткое видео:
Технологию местами пытаются внедрить, но не масштабно. Материал основания дороги, полученной по этой технологии, напоминает бетон. Думаю, перспективная технология. Но сколько десятков лет она перспективой и остается…
Несколько лет назад в Таиланде видел процесс реконструкции дороги на грунтовом основании (многие автобаны там на железобетонном). После снятия асфальта, проходит агрегат, снимает слой грунта на дороге, смешивает его с цементом (а может и угольной золой), укладывает заново. Дорогу смачивают и уплотняют катком. Грунтовое основание становится почти монолитом.
Можно этот способ применить и у нас, но в эконом-варианте: грунтовые дороги полить водой с угольной золой, а сверху покрыть слоем мелкого щебня. Думаю, такой способ поможет реже ремонтировать грунтовые дороги. Как считаете?
***
Подписывайтесь в раздел, заносите его в закладки браузера. Впереди много интересной информации.